Игра, которая заставляет крыс прыгать от восторга

Обучение крыс игре в прятки позволило учёным получить новые знания о естественном поведении животных. Однако, помимо этого, оказалось, что играть весело — как исследователям, так и животным.

Анника Райнхольд (Annika Reinhold) говорит, что ей нравится играть с животными (у неё дома две кошки) и «выкидывать такие номера, каких раньше никто не выкидывал». Когда понадобился тот, кто может научить крыс играть в прятки, она, естественно, стала одним из кандидатов.

Но разумно ли обучать крыс прятаться? Разумно, ибо для этого есть веские основания. Традиционно, исследуя животных, нейробиологи решают вопросы управления и выработки условных рефлексов, то есть обучают животных в тщательно выстроенных условиях выполнять конкретные задачи, получая в качестве награды вкусную пищу. Однако такие исследования не очень-то подходят для нейробиологического изучения игры, которая повсеместно встречается у людей, имеет широкое распространение в мире животных и противоположна управлению и выработке рефлексов. Играть — значит вести себя непринуждённо и весело. А как воспроизвести это в лаборатории?

Просмотр видео с домашними животными и их владельцами на YouTube привёл Михаэля Брехта (Michael Brecht), нейробиолога Берлинского университета имени Гумбольдта (Humboldt-Universität zu Berlin), к идее использовать в научных целях игру в прятки. Этим воспользовалась работавшая в его лаборатории магистрантка Райнхольд. Она знала, что крысы общительны, умны и игривы, что они могут гоняться друг за другом, буянить и драться, как дети. Так что играть с ней они, возможно, будут. «Я взялась за это дело с изрядной долей оптимизма», — вспоминает Райнхольд.

Она начала с того, что дала шести крысам-подросткам время освоиться в комнате площадью 300 квадратных футов, уставленной ящиками и барьерами, за которыми они (или Райнхольд) могли прятаться. Попутно она приучала животных к себе, поглаживая, пытаясь ловить руками и щекоча.

Через месяц Райнхольд научила их искать. Она поместила их в открытую коробку и ушла в другую часть комнаты. Тех животных, которые подбегали к ней, она награждала щекоткой. Сначала Райнхольд стояла на открытом месте, но, как только крысы повадились подбегать к ней, стала постепенно усложнять задачу, прячась на их глазах — частично, затем полностью — и, наконец, прячась, пока грызуны не вылезли из закрытого ящика. Сходным образом, чтобы научить их прятаться, она сначала вознаграждала их за то, что они покидали свой ящик, затем за то, что перебегали в другое место, и, наконец, за то, что находили, где спрятаться, и оставались в своём укрытии. Важно отметить, что Райнхольд никогда не давала крысам классические вознаграждения — такие как вода или еда. Она потчевала их только щекоткой и другими формами общения.

Читайте также  Запах в стиральной машине - почему появляется и как избавится с помощью бытовой химии и народных средств

Все шесть крыс научились искать, а пятеро ещё и прятаться. Они хорошо усвоили правила игры и, играя, применяли стратегию. Поиском они занимались систематически, начиная с уже знакомых им укрытий. Прячась, они предпочитали прозрачным коробкам непрозрачные и старались сидеть тихо. Кроме того, они гибко переключались с одной роли на другую, смекнув, что закрытая стартовая коробка — это сигнал «искать», а открытая — «прятаться».

Крысы изучили игру всего за пару недель, что, по словам Хуана Игнасио Сангинетти-Шека (Juan Ignacio Sanguinetti-Scheck), который тоже участвовал в данном исследовании, «весьма впечатляющий нейробиологический результат». «Чтобы животные, даже обезьяны, научились выполнять задания, — отметил он, — могут потребоваться месяцы, но, как правило, мы пытаемся учить их применять джойстики или делать такие вещи, какие для их обычной жизни не нужны». Напротив, игра в прятки требует прятаться, искать сверстников и переключаться с одной роли на другую, то есть опирается на формы поведения, которые необходимы в крысиной жизни и, кроме того, часто встречаются в крысиных играх. Сейчас видно, что найдена идеальная игра для того, чтобы её равноправными участниками могли быть два очень разных вида живых существ. «Это умный и инновационный подход, — считает Гордон Бургхардт (Gordon Burghardt) из Университета Теннесси (University of Tennessee). — Многие животные устраивают игры с другими видами, играют в «ку-ку», перетягивание каната и пятнашки, но, сдаётся мне, в данном случае — что очень неожиданно — игра представляет собой целый комплекс разнородных элементов».

Почему крысы включились в игру? Возможно, их привлекли щекотка и другие формы социального поощрения. В конце концов, уже два десятилетия учёным известно, что крысы любят, когда их щекочут, и реагируют на это ультразвуковым щебетаньем, которое можно сравнить со смехом. Однако Райнхольд обнаружила, что найденные в укрытии крысы часто сразу же убегали перепрятаться, предпочитая отсрочить получение своей награды, чтобы продлить игру. «Это выглядело весьма игриво», — говорит она.

Читайте также  Исследователи из MIT обнаружили ген, влияющий на развитие деменции

По мнению Райнхольд и её коллег, крысы играли в прятки не столько ради наград, сколько ради самой игры. Они играли, потому что им было весело. Для начала отметим, что, как пишут исследователи, «животные выглядели весёлыми». И это — фраза из научной статьи! Необычно, но здорово. Завидев пришедшую, чтобы играть с ними, Райнхольд, крысы в неистовом восторге подпрыгивали на месте — форма поведения с умилительным названием freudensprung, или «радостные прыжки». Они ещё и дразнили Райнхольд, неоднократно подбегая и убегая.

Кроме того, поведение этих крыс резко отличалось от поведения грызунов, участвующих в обычных исследованиях с обычными формами вознаграждения. Когда при выработке у крыс условного рефлекса их вознаграждают пищей, они обычно молчат и могут без устали сотни раз выполнять одно и то же задание. Грызуны Райнхольд жаждали поиграть, они были очень болтливыми, чрезвычайно активными и в изнеможении валились с ног по окончании каждой серии игр. «В нейробиологии редко можно увидеть крыс, которые так увлечены выполнением какого-то задания, — отмечает Сангинетти-Шек. — Я никогда не видел, чтобы какая-то лабораторная крыса так много бегала». Отрадно и вместе с тем печально видеть, какие крысы на самом деле, как только им дозволили быть крысами.

У многих из нас крысы, играющие ради собственного развлечения, вызывают удивление лишь потому, что долгое время наука, боясь обвинений в антропоморфизме, категорически отрицала наличие у животных человеческих эмоций. Конечно, у видов, отличающихся от нашего, порой действительно явно меньше, чем у нас, умственных способностей, и, если судить объективно, это разумная точка зрения. Однако «важно также не быть болванами, игнорируя тот факт, что у нас и животных много общего», подчёркивает Сангинетти-Шек.

«Крысы-подростки относятся к числу самых игривых млекопитающих, — утверждает Линда Шарп (Lynda Sharpe) из Австралийского национального университета (Australian National University). — Хотя владельцев домашних крыс результаты этого исследования не удивят, оно представляет научную ценность, ибо демонстрирует когнитивную сложность игр у данного вида». Действительно, с помощью игры в прятки можно выяснить реальный уровень крысиных умственных способностей. Например, переходя с одной роли на другую, не принимают ли крысы точку зрения своего партнёра-человека, проявляя тем самым понимание чужого сознания — такое понимание, какое в науке носит название «теории разума» (theory of mind)?

Читайте также  Роботизированный лишний палец считывается мозгом как родной

Команда исследователей взялась анализировать работу головного мозга крыс во время их игры, вживляя беспроводные электроды в медиальную префронтальную кору (mPFC) — область мозга, связанную с принятием решений, социальными взаимодействиями и (по крайней мере, у людей) теорией разума. Анализ показал, что отдельные нейроны mPFC крыс «выстреливают» в очень специфические моменты игры. Например, один из нейронов выстреливал только тогда, когда перед тем, как броситься искать, животное попадало в закрытую стартовую коробку. Следя за активностью этой нервной клетки, Сангинетти-Шек мог подсчитать, не наблюдая за игрой Райнхольд и крысы, сколько сыграно раундов. «Крыса активна на протяжении всей игры, и некоторые раунды могут быть очень короткими, а некоторые — очень длинными, — говорит он, — но это не влияет на реакцию [нейронов mPFC] на конкретные события».

Непонятно, что это значит или как конкретно функционирует данная область мозга. Однако такие исследования, как регистрация мозговых импульсов крыс, играющих в увлекательную для них игру, могут содействовать в поиске ответа. «Многое из того, что интересует нейробиологию в крысином поведении, кажется невероятным, например, принятие решений», — говорит Сангинетти-Шек. Как животное решает, где ему лучше искать или спрятаться? А что происходит, когда оно удивлено? Что происходит в его мозгу, когда оно, думая, что знает, где находится Райнхольд, не находит её в этом месте? «Есть много вопросов, за изучение которых можно теперь взяться благодаря игре в прятки», — считает Сангинетти-Шек.

Источник: 22century.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-идеи и бизнес-планы
Добавить комментарий