Банк России допускает возможность исключения из законопроекта Минфина о реформировании ОСАГО норм о введении полисов ОСАГО с разными лимитами — 500 тыс., 1 млн и 2 млн рублей, и сроками действия до трех лет, при этом не исключает реализации этих предложений в другой форме. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на зампреда ЦБ Владимира Чистюхина. Законопроект вызвал замечания со стороны Главного государственно-правового управления (ГПУ) президента РФ.
Законопроект Минфина предполагает введение трех видов полисов ОСАГО с разными вариантами лимитов: 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью и 500 тыс. рублей за вред имуществу, по 1 млн и по 2 млн рублей соответственно (сейчас — 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью и 400 тыс. рублей за вред имуществу). Документ вводит возможность купить полис ОСАГО на срок до трех лет (сейчас — максимум год). Согласно проекту, страховщик будет обязан продать полис только с минимальным лимитом и сроком действия (500 тыс. рублей и один год), повышение лимита и сроков будет возможно по согласованию страхователя и страховщика.
Концептуальное замечание ГПУ касается последнего пункта, сообщил ТАСС замминистра финансов Алексей Моисеев: договор ОСАГО является публичным (страховщик не имеет права отказать в заключении договора, так как страхование — обязательное), а законопроект предполагает возможность продажи полиса по обоюдному согласию страхователя и страховщика. ГПУ просит Минфин определиться, отказывается ли ведомство от публичности договора в обязательном страховании или нет.
«Вопрос, который задали коллеги из ГПУ, — это сугубо юридический вопрос соотношения частно-правовых и публично-правовых норм. Мне представляется, что какого-то серьезного противоречия нет. Но тем не менее если нам не удастся договориться, то, наверное, как и сказал господин Моисеев, мы исключим эти нормы из законопроекта и будем дальше думать о том, куда возможно эти предложения, то есть в какие иные нормы законодательства о страховании их можно будет поместить», — сказал он.
ЦБ и Минфин планируют провести с ГПУ переговоры по этим замечаниям, добавил Чистюхин. «Я поддерживаю позицию коллег из Минфина, что это совершенно решаемая ситуация», — подчеркнул Чистюхин.
Законопроект должен стать частью разработанной ЦБ и Минфином реформы тарифообразования в ОСАГО, которая должна привести к более справедливым тарифам. Сейчас цена ОСАГО устанавливается путем умножения базовой ставки тарифа (установлен ЦБ в коридоре 3 432—4 118 рублей) на восемь коэффициентов, которые тоже устанавливает ЦБ.
Первым этапом станет расширение тарифного коридора на 20% вниз и 20% вверх (коридор базового тарифа составит 2 746—4 942 рубля), соответствующее указание ЦБ утверждено советом директоров регулятора, его теперь должен зарегистрировать Минюст. Следующий этап предполагает законодательные изменения, проект закона готовит Минфин.
Помимо трех вариантов лимитов и сроков, проект предусматривает поэтапную отмену коэффициента мощности (с 1 сентября 2019 года) и территории (с 1 сентября 2020 года) и замену этих коэффициентов возможностью для страховщиков устанавливать базовый тариф с отклонением сначала 30%, а затем 40% вверх и вниз от границ коридора.
Конечной целью реформы, возможной в более отдаленной перспективе, по мнению Минфина, должна стать либерализация ОСАГО, то есть освобождение тарифа от госрегулирования. ЦБ формулирует цель реформы как индивидуализацию тарифа и отход от уравнительной системы, когда аккуратный водитель платит за риски аварийного.
Источник: