Арабские СМИ, а вслед за ними американский «Блумберг» сообщили, что власти Судана приостановили реализацию соглашения с Россией о создании военной базы на Красном море. Бывший командующий Черноморским флотом РФ адмирал Владимир Комоедов сказал в беседе с агентством «Интерфакс», что это могло произойти под давлением США. Его слова следует назвать, однако, предположением, поскольку никаких фактов, подкрепляющих свой тезис, он не привел.
Российское посольство в Хартуме в своем официальном заявлении указывает, что подписанное в декабре прошлого года соглашение вступает в силу с момента ратификации обеими сторонами, но этого еще не произошло, а говорить о приостановке чего-то, что еще не начало работать, неправомерно. Кроме того, российская сторона не получала никаких соответствующих сигналов. Ситуация остается неоднозначной. Некоторые российские СМИ, ссылаясь на суданские источники, утверждают, что ограничение присутствия касается не только российских, но и американских вооруженных сил, поэтому оценить, каковая реальная ситуация, сложно.
Много вопросов вызывают также новости, поступающие из Лаоса. В начале апреля радиостанция «Свободная Азия» сообщила, что российские специалисты приступили к вырубке деревьев и расчистке территории на участке площадью 500 гектаров, где должен появиться военный аэродром с прилагающейся инфраструктурой. Работы велись в граничащей с Вьетнамом провинции Сиангкхуанг. По словам военного аналитика японского портала «Дипломат» (The Diplomat) Прасанта Парамесварана (Prashanth Parameswaran), прежние военные связи двух стран позволяют предположить, что речь идет не только о создании объектов, которыми будет пользоваться лаосская армия, но и возможном появлении там российской базы. Он полагает, что Москва может стремиться получить нечто вроде «военного хаба», который поможет ей в будущем наращивать экспорт техники и развивать сотрудничество с членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в сфере обучения военных. Россия использует не только давние, появившиеся в коммунистическую эпоху связи и отношения. Страны региона могут видеть в контактах с ней альтернативу слишком сильной зависимости от Китая. В данном случае мы таким образом можем иметь дело с борьбой за влияние в Юго-Восточной Азии между Пекином и Москвой.
Российская пресса сообщала также о проведенном в экстренном порядке в Душанбе заседании Совета министров обороны стран пророссийского блока ОДКБ. Оно было посвящено ситуации в Афганистане и перспективам ее изменения после вывода оттуда сил стран НАТО. По словам Сергея Шойгу, в военном плане обстановка становится там все более сложной, уже сейчас значительная часть территории находится под контролем «Талибана» (запрещенная в РФ организация, — прим.ред.). По данным российского Генштаба, у границы со странами ОДКБ, то есть с Таджикистаном (Узбекистан и Туркмения в организацию не входят), действует группировка боевиков, насчитывающая 15 тысяч человек, ее члены могут в любой момент перейти границу, что приведет к дестабилизации ситуации в регионе. Это не единственная угроза.
Как пишут специалисты из российского Института Дальнего Востока, 60% доходов бюджета «Талибана» обеспечивает торговля наркотиками, в первую очередь наркотическими веществами опийной группы. Боевики движения контролируют 85% территории, на которой выращивается опийный мак, а в Афганистане производится 90% мирового объема опиатов.
КонтекстNational Post: после многих лет поблажек Путину США снова относятся к российской угрозе всерьезNational Post29.04.2021National Review: США не должны уступать Афганистан и Центральную Азию РоссииNational Review10.07.2020Al Jazeera: Судан — новая арена противостояния между Россией и СШАAl Jazeera04.03.2021Valeurs actuelles: на пути Молдавии в ЕС много преградValeurs Actuelles10.02.2021
Таким образом возрастает риск экспансии радикального ислама в Среднюю Азию и в Россию, а также захвата каналов поставки наркотиков, ведущих через российскую территорию в Западную Европу (сообщается, что это уже происходит). Потенциальное сопряжение криминальной активности с экстремистской создает серьезную потенциальную угрозу, которой уже готовится противостоять Москва. Глава российского Генштаба Валерий Герасимов говорил о наращивании в регионе количества учений с участием российской армии, направленных прежде всего на защиту таджикской границы.
Ситуацию дополнительно осложнили ожесточенные, хотя и непродолжительные бои на границе Киргизии и Таджикистана (обе страны — члены ОДКБ). Киргизский спецназ захватил таджикскую погранзаставу, одно из зданий в ходе противостояния сгорело. В ответ Душанбе привел армию в состояние повышенной боевой готовности, говорилось даже о стягивании в приграничный регион дополнительных подразделений. Этот инцидент показывает, что ситуация в регионе сложилась очень непростая, а России становится все сложнее добиться ее стабилизации.
Не менее интересную информацию (если, конечно, принять, что она правдива) распространило агентство Рейтер, а за ним российские СМИ. Журналисты предполагают, что в результате возобновления США санкций в отношении восьми белорусских предприятий, в список которых входит компания «Нафтан», под вопросом окажутся поставки (или их часть) российской нефти в Белоруссию. Основные поставщики сырой нефти, перерабатывающейся белорусским НПЗ, российские «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», не запланировали поставок на май, а другие крупные игроки не приняли пока окончательного решения.
Российских отраслевых экспертов такая ситуация, особенно в свете официальной риторики руководства России, удивляет. Как, однако, предполагают некоторые из них, Москва может воспользоваться американскими санкциями, чтобы оказать на Минск дополнительное давление и вынудить его пойти на уступки, ведь значительная часть белорусского бюджета формируется за счет доходов от экспорта нефтепродуктов.
В последние дни события в Белоруссии приобрели динамику. Протестная активность не возрастает, а, напротив, снижается, но недавнее заявление главы белорусского ЦИК Лидии Ермошиной о референдуме по вопросу новой конституции, который должен пройти вместе с локальными выборами в январе следующего года, а также сообщение Александра Лукашенко о намерении принять декрет о переходе президентских полномочий в случае смерти президента к Совету безопасности, указывают, что белорусские власти начали сложный и рискованный для авторитарного государства процесс трансформации режима.
Важные события происходили также в Молдавии. Там Конституционный суд признал неконституционным мартовское постановление о введении чрезвычайного положения, одобренное парламентским большинством, которое состоит из пророссийских социалистов экс-президента Додона и небольших объединений. Их действия были отчаянной попыткой предотвратить досрочные выборы и изменение расклада сил в стране (на том же самом заседании социалисты приняли решение о назначении нового главы Конституционного суда, также признанное неконституционным).
Президент Санду сразу же объявила о роспуске парламента, встретилась с Центральной избирательной комиссией и провела телеконференцию с аккредитованными в Молдавии дипломатами. Выборы должны пройти 11 июля. Додон, как пишет российская пресса, намеревается проводить в избирательной кампании мысль, что лишь при нем страна останется за пределами НАТО, и в целом выдвинуть на первый план тему геополитического выбора Кишинева. Санду, которую поддерживают и ЕС, и США, в свою очередь, как показал недавний конфликт с парламентом, собирается сосредоточиться на внутриполитической тематике и использовать тот факт, что ее политическая сила может, согласно некоторым опросам, рассчитывать в группе определившихся избирателей на 48,6% голосов, а пророссийские социалисты — всего на 16,2%. Борьба развернется ожесточенная, поскольку другие исследования общественного мнения показывают, что в новом парламенте большого перевеса не приобретет ни одна из сил. Кто в итоге получит власть, будет, возможно, зависеть от имеющего левую ориентацию объединения поссорившегося с Додоном Ренато Усатого или политических сил, выступающих за объединение Молдавии с Румынией.
Новости, поступившие из разных уголков мира всего за один день, позволяют понять, насколько обострилось геополитическое противостояние. Мы видим активность как Соединенных Штатов, так и России, а все это напоминает сеанс одновременной игры в шахматы, которая ведется на нескольких досках, а не генеральное сражение на одном самом важном поле битвы. Я упомянул далеко не все события. Их список можно было бы продолжить, сказав, например, о разговоре Путина с премьером Индии и попытке Москвы воспользоваться тем, что Вашингтон не уделил достаточного внимания происходящему в этой стране в связи с разгулом эпидемии.
Кроме того, Европейский парламент обсуждал отключение России от межбанковской системы платежей SWIFT. Это должно было стать демонстрацией жесткого курса, но получилось, как всегда. Жозеп Боррель был вынужден публично признать (о чем, подтрунивая, писала российская пресса), что компетенции европейских институтов не распространяются на систему международных расчетов, а вся дискуссия носила теоретический или, скорее, маскирующий бессилие, характер.
Следует отметить, что в связи с осложнением ситуации в мире возрастает значение региональных игроков, которые взаимодействуют с крупными державами. Без их помощи те не могут в равной степени эффективно вести дела в разных местах, а поэтому нуждаются в региональных партнерах, которым можно делегировать часть обязанностей и полномочий. Такой подход склоняет некоторых американских аналитиков выдвигать тезис, что созданная США система союзников — это актив, а не балласт, поскольку она расширяет возможности Вашингтона в глобальном масштабе. Россия и Китай не располагают сетью стран-союзниц, им приходится действовать всюду самим, а из-за этого они распыляют внимание и ресурсы. Можно не соглашаться с такой оценкой, но невооруженным глазом видно, что страны среднего размера, как Польша, потенциально могут выиграть от формирования нового уклада и укрепить свою позицию, став локально-региональными партнерами больших игроков. Одного географического положения в данном случае будет, однако, недостаточно, потребуется также активность, знания, умения и решимость.
Варшаве следует осознать, что основной сферой наших интересов и ответственности должна выступать Центральная и Восточная Европа. Именно там нам следует развивать наше присутствие, формировать сети связей, изучать ситуацию. Польша, располагающая уникальными возможностями и знаниями, станет более привлекательным партнером. Старая модель, в рамках которой большие игроки, в том числе США, выступали экспортерами стабильности, постепенно исчерпывает себя. На локальных игроков начинают возлагать больше ожиданий, поэтому им следует изменить свой подход, понять, как заниматься политикой в новую эпоху. Реалии меняются, так что политика тоже должна будет измениться.
Источник: