Читайте первую часть
Читайте вторую часть
Читайте третью часть
Краткое содержание. К Западу от Евразии лежит Европа — континент, предрасположенный к расколу. Почти со всех сторон он окружен островами и полуостровами, из-за которых Европе трудно сплотиться. Более того, северная половина континента находится на равнине, чьи короткие и извилистые реки придают силы странам, не вынуждая их при этом сотрудничать с остальными. Южная половина расположена в горной местности, которая традиционно препятствует формированию крепких объединенных экономик. В результате Европа представляет собой континент, изобилующий очагами отдельных и очень разных культур, между которыми существуют зачастую непримиримые разногласия.
Италия останется главным источником финансовых рисков в еврозоне. Рим может осуществить косметические изменения в своей бюджетно-налоговой политике, чтобы отсрочить санкции Еврокомиссии из-за его бюджета на 2019 год. Но основная угроза финансовой стабильности страны будет исходить не из Брюсселя, а со стороны финансовых рынков. Бюджетно-налоговая политика Италии порождает среди инвесторов неуверенность в ее способности расплатиться по долгам.
Если политическая и финансовая неустойчивость в Италии сохранится, южноевропейские страны могут пострадать от увеличения процентов по займам.
Долги итальянских банков исчисляются миллиардами евро, и это делает их уязвимыми. Если они попросят о помощи, у Рима не останется выбора, и он будет вынужден вести переговоры с ЕС о программе спасения. В то же время споры внутри коалиционного правительства Италии могут закончиться досрочными выборами, что усилит политическую неопределенность. Политическая и финансовая неустойчивость Италии увеличит шансы на повышение стоимости заимствований и создаст неопределенность в банковской системе других южноевропейских стран.
В процессе выхода Британии из ЕС возникает множество препятствий и трудностей, но Лондон и Брюссель постараются свести к минимуму экономические последствия от Брексита. Лондон постарается уйти, имея на руках всестороннее соглашение об условиях развода, но убедить британский парламент утвердить его будет непросто. Если законодатели ратифицируют эту сделку, Соединенное Королевство в 2019 году останется в едином рынке ЕС. Но даже если парламент ее отвергнет, Лондон и Брюссель все равно заключат временные соглашения, а в некоторых случаях будут действовать в одиночку, чтобы максимально уменьшить экономические неурядицы. Среди таких мер может быть продление переговорного периода по статье 50, что позволит отложить Брексит. Тем не менее, если британский парламент наложит вето, вся логистика двусторонних отношений (от торговли до коммерческих рейсов и миграции) окажется в подвешенном состоянии.КонтекстПрогноз на 2019 год: глобальные тенденции (Stratfor)Stratfor10.12.2018Прогноз на 2019 год: Ближний Восток и Северная Африка (Stratfor)Stratfor11.12.2018Le Monde: а быть ли Брекситу?Le Monde11.12.2018
Ситуация с Брекситом станет еще любопытнее, если в какой-то момент переговоров произойдет роспуск британского правительства, и будут назначены новые выборы.
Как бы ни прошел Брексит, Британия и ЕС будут обсуждать постоянную схему торговых взаимоотношений на перспективу, а Лондон проведет переговоры о свободной торговле с другими странами, в том числе, с США. Учитывая сложность этих переговоров, они могут затянуться и вряд ли закончатся в 2019 году.
В 2019 году Евросоюз не подпишет всестороннее соглашение о свободной торговле с Соединенными Штатами, но будет готов к обсуждению более скромного соглашения о промышленных товарах. Брюссель также захочет провести переговоры об устранении нетарифных препятствий для торговли. Демонстрируя такие жесты, ЕС постарается отговорить США от увеличения пошлин на произведенные в Евросоюзе машины. Если Белый дом поднимет эти пошлины, Европа в ответ введет встречные меры. В то же время, она постарается сотрудничать с США на многосторонних форумах, таких как ВТО, и встанет на сторону Белого дома, когда тот будет оказывать давление на Китай по вопросам государственных субсидий и ограничений на иностранные инвестиции.
ЕС продолжит изыскивать возможности для сотрудничества с такими странами как Австралия и Новая Зеландия, с южноамериканским торговым блоком МЕРКОСУР, и даже будет стремиться открыть для себя новые экспортные рынки в Юго-Восточной Азии.
Брюссель будет считать Пекин противовесом США в деле защиты принципа многосторонних отношений. Но крупные экономические державы, такие как Германия и Франция, станут противодействовать проникновению Китая в Европу, особенно в таких важных областях как технологии и инфраструктура. В то же время, страны поменьше будут приветствовать китайские инвестиции, видя в них возможность дать толчок развитию своих экономик. Что касается других торговых вопросов, то ЕС будет вести переговоры с Австралией и Новой Зеландией, постарается довести до конца переговоры с южноамериканской организацией МЕРКОСУР, и постарается открыть новые экспортные рынки в Азии. Евросоюзу будет трудно решить проблемы в области сельского хозяйства и вопрос о географических идентификаторах пищевых продуктов, но он постарается добиться максимального прогресса на этих торговых переговорах.
В результате майских выборов в Европарламент появится раздробленный законодательный орган ЕС. Партии, выступающие за сохранение Евросоюза, сохранят свой контроль, однако националисты и евроскептики получат мощную поддержку. Из-за таких разногласий будет сложнее принимать законы. Потом надо будет выбрать председателя Еврокомиссии, а это приведет к идеологическим спорам внутри блока. Консервативная Еврокомиссия может сосредоточиться на таких вопросах как торговые соглашения и уменьшение иммиграционных потоков из-за пределов блока, а если ее состав будет прогрессивным, она, скорее всего, уделить больше внимания экономическому сплочению ЕС.
Региональные разногласия замедлят темпы принятия важных решений и уменьшат шансы на осуществление крупных реформ.
Южная Европа будет настаивать на таком составе комиссии, которая станет больше тратить и шире распределять риски внутри ЕС, в то время как Северной Европе захочется видеть Еврокомиссию, которая требует финансово-бюджетной дисциплины и снижения рисков. Странам ЕС также предстоит избрать председателя Европейского центрального банка. Юг будет требовать от ЕЦБ продолжения стимулирующей кредитно-денежной политики, а Север станет настаивать на отмене некоторых ее составляющих. Региональные разногласия замедлят темпы принятия важных решений и уменьшат шансы на осуществление крупных реформ.
Правящие партии Германии будут стремиться к размежеванию, и политика страны еще больше растянется влево и вправо. Такая поляризация приведет к опустошению центра. Конфликт внутри правительства снизит эффективность его работы и может привести к досрочным выборам. Если будет новое голосование, опять появится разобщенный парламент, из-за чего начнутся трудные переговоры о формировании коалиции. Из-за этого лидирующая роль Берлина в ЕС еще больше ослабнет. Во Франции правительство будет настаивать на реформах органов управления и экономики, включив сюда капитальную перестройку пенсионной системы. Это вызовет протесты и может даже привести к дезорганизации экономики. Парижу удастся реализовать большую часть своих планов, но граждане будут все громче и активнее отвергать политику правительства. Из-за внутренних проблем и склонности Франции перекладывать работу в ЕС на других влияние Парижа на общеевропейские дела будет ограниченным.
Страны Центральной и Восточной Европы воспользуются складывающейся в мире обстановкой, чтобы сохранить и по мере возможности углубить свои политические и военные связи с Соединенными Штатами. Белый дом будет обращаться к Польше и Румынии за содействием в наращивании своего присутствия и даже просить их разместить у себя американские ракетные комплексы по мере усиления гонки вооружений с Россией. В то же время, Польша, Венгрия и Румыния будут выборочно бороться с институтами и правилами ЕС, одновременно избегая таких шагов, которые могут поставить их членство в союзе под угрозу. Эти страны также будут стремиться к углублению сотрудничества со своими соседями по самым разным вопросам, от диверсификации энергетики до инфраструктуры, и совместно сопротивляться сокращению средств, выделяемых Евросоюзом на сельское хозяйство и развитие.
Страны ЕС будут укреплять сотрудничество в вопросах обороны, реализуя такие инициативы как Постоянное структурированное сотрудничество и Европейский оборонный фонд. Франция возглавит действия по усилению военного потенциала Европы, однако разногласия между странами-членами могут затормозить продвижение вперед. Для оптимизации и упрощения процесса принятия решения ЕС постарается перестроить свою систему голосования таким образом, чтобы для внесения изменений во внешнюю и налоговую политику нужно было одобрение большинства, но не единогласие. Но это ему вряд ли удастся, потому что для изменения механизма голосования потребуется единогласное решение, а некоторые страны непременно захотят сохранить свое право вето.
Амбициям ЕС будет мешать в классической манере запутанная система управления и проклятие консенсуса.
Блок будет обсуждать амбициозные планы по созданию независимых от США международных платежных каналов, по замене доллара на евро в качестве мировой резервной валюты и по более тесной интеграции стран-членов на рынках капитала. Но вакуум лидерства в Европе и сложности с реализацией этих планов помешают ЕС осуществить их в 2019 году.
— ЕС сохранит свою лидирующую роль в вопросах защиты неприкосновенности частной жизни.
— Планы Южной Европы по осуществлению структурных реформ приведут к экономической дезорганизации и политическим потрясениям.
— Европейские страны будут и дальше проталкивать инициативы по стимулированию инноваций в области искусственного интеллекта и роботототехники, однако компаниям в Европе будет трудно догнать своих китайских и американских конкурентов.
— Прибалтийские страны будут стремиться к сближению с НАТО и США для предотвращения возможной российской агрессии.
Важнейшие даты
29 марта. Запланирован выход Великобритании из Евросоюза.
23-26 марта. Выборы членов Европейского парламента в странах ЕС.
25-27 августа. Во Франции должен состояться саммит Группы 7.
Конец октября. Крайний срок для избрания странами ЕС председателей Еврокомиссии и Европейского центрального банка.
Ноябрь. Всеобщие выборы в Польше.
Ноябрь. Выборы нового председателя Европейского совета.
Продолжение следует…
Источник: