В последнее время не утихают споры между Россией и ее соседом — Украиной, вплоть до того, что обе страны намереваются разрешать их оружием.
В связи с этим Австрия, заступившая на место государства-председателя ЕС, заявила, что в следующем месяце на основании конфликта между Россией и Украиной Европейский союз рассмотрит введение в отношении России дальнейших санкций.
Министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль сообщила, что вопрос о дальнейших санкциях против России Европейский союз обсудит на саммите, который состоится в декабре. Она заявила, что он рассмотрит возможность санкций, основываясь на «реальных заявлениях и дальнейших действий обеих сторон». В отношении любых дальнейших санкций Европейский союз должен обязательно прийти к консенсусу, а это, учитывая разногласия стран-участниц ЕС в позиции к Москве, достичь будет трудно.
Некоторые страны-участницы ЕС также поддержали введение дальнейших санкций против России.
Президент Польши Анджей Дуда положительно отнесся к наложению санкций, он заявил, что если они будут введены, то Польша всячески их поддержит.
Министр обороны Эстонии Юри Луйк также выразил свою жесткую позицию, заявив, что санкции могут быть самым действенным способом показать российскому руководству свою серьезность…
Тем не менее, вице-премьер Италии Маттео Сальвини открыто выступил против введения экономических санкций в отношении Москвы и призвал к разрешению конфликтов путем ведения диалога.
© AP Photo, Thomas Frey/dpa via APЛидер итальянской партии «Лига Севера» Маттео Сальвини
В чем же все-таки проблемы в отношениях России и Европейского союза?
С точки зрения геополитики, Европейский союз и Россия являются двумя основными политическими силами в Европе, обе стороны поддерживают отношения нормального сотрудничества, ведь это влияет не только на стабильность и безопасность всей Европы, но также способствует экономическому и социальному развитию каждой из стран. Мир между Европой и Россией выгоден для всех, и борьба приведет к поражению как одной, так и другой стороны. Такая установка изначально должна была служить основой взаимопонимания обеих сторон.
Однако на протяжении этого года была видна нестабильность во взаимоотношениях России и ЕС, и от подобных перепадов и изменений пестрит в глазах.
В марте в Англии произошло «отравление» боевым отравляющем веществом бывшего российского разведчика Скрипаля. Европейский союз, Англия и Россия беспрестанно выясняли отношения, что привело к взаимной высылке большого числа дипломатов и ухудшило и без того напряженные отношения между Европой и Россией.
В мае были внезапно обнаружены новые обстоятельства в деле об «отравлении», канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон друг за другом нанесли визит в Россию и провели переговоры с Владимиром Путиным, после чего в отношениях России и Европы наметилось некоторое смягчение.
В июне в отношениях между двумя сторонами еще не случилось «оттепели», и Европейский союз объявил, что собирается продлить санкции против России.
В октябре в отношениях вновь произошли колебания: Англия, Германия, Нидерланды и другие государства ополчились на Россию, обвиняя ее в кибератаках. Российская сторона решительно отрицала этот факт, говоря о том, что все эти «совершенно необоснованные обвинения» призваны «сделать Россию врагом европейских государств».
В то же время усилилось военное противостояние России и НАТО, обе стороны последовательно проводили широкомасштабные военные маневры…
Отношения России и Европы действительно развиваются сложно и запутанно, и трудно предугадать ход событий. Европейские и российские руководители всегда старались найти способы снять напряженность в отношениях, однако каждый раз их старания не приносили должных результатов и не могли найти точку пересечения интересов, которая устраивала бы всех.
Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер 5 октября в парламентском докладе призвал ЕС начать диалог с ее «огромным соседом» Россией, «вместе с ней создать границы безопасности в Европе», тем самым вновь выразив стремление смягчить отношения с Россией.
КонтекстJyllands-Posten: Россия не брезгует никакими средствамиJyllands-Posten07.12.2018УНIАН: ощутила ли Европа российскую удавкуУНИАН06.12.2018Time: Макрон призывает к созданию европейской армии для защиты от Китая, России и СШАTime07.11.2018
Если отношения Европы и России настолько нестабильны, то что же все-таки является причиной их длительной напряженности?
Это чувствительный и комплексный вопрос: каким образом Европа, Америка и Россия ищут решения, ведя в Европе геополитические игры, когда в настоящий момент в ней происходят глубокие изменения геополитической ситуации.
Москва строилась не сразу, и не случайно, что нынешняя напряженность в отношениях Европы и России крайне высока. Конфликт — неизбежный результат столкновения двух интересов, начавшийся из-за изменений в геополитической ситуации в Европе.
Фактически, отношения Европы и России прошли через стадии от «горячей любви» до «расставания», дойдя в конечном итоге до противостояния.
Сперва после завершения холодной войны Россия рассматривала Запад в качестве «естественного союзника» и придерживалась политического курса «возвращения в Европу»: примкнуть к Западу, чтобы попытаться за счет его экономической мощи пережить трудные времена. Однако тот проводил стратегию «слияния Европы», и в центр своего политического курса он поместил расширение сферы влияния в Центрально-Восточной Европе. В отношении России ЕС и НАТО прибегли к подкупу и успокаиванию, пытаясь превратить ее в своего партнера по сотрудничеству.
Несмотря на то, что обещания Запада, который он дал России, хороши только на словах, и в некоторых вопросах у обеих сторон существует немало противоречий и разногласий, однако в вопросе «слияния Европы» у них у каждого есть свои потребности, и существующие совместные политические и экономические интересы стали основным фактором развития российско-европейских отношений.
В декабре 1993 года Европа и Россия подписали «Совместную политическую Декларацию о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом» и определили механизм проведения встреч глав России и Европы раз в полгода.
В июне 1994 года обе стороны подписали десятилетнее «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», после чего отношения Европейского союза и России перешли на новый этап развития.
В целом до 2008 года отношения ЕС и России в основном развивались нормально и пережили короткий «медовый месяц».
В мае 2003 года на саммите Россия-ЕС, проходившем в Санкт-Петербурге, обе стороны предложили создать план «Четыре общих пространства»: общее экономическое пространство; общее пространство в области свободы, безопасности и правосудия; общее пространство в области внешней безопасности; общее научное, образовательное и культурное пространство.
В мае 2005 года на саммите Россия-ЕС были приняты «дорожные карты» четырех общих пространств. В этот период сотрудничество России и Европы непрерывно развивалось и укреплялось во всех областях. Европейский союз стал крупнейшим торговым партнером России и основным источником иностранных инвестиций, а Россия стала третьим по величине торговым партнером ЕС и крупнейшим поставщиком энергоресурсов.
В 2008 году объем торговли между Россией и Европой достиг 280 миллиардов евро, до украинского кризиса он вырос до 400 миллиардов долларов.
Однако все хорошее быстро заканчивается, и с того момента в российско-европейских отношениях начали происходить обратные изменения, они постепенно охладились и переросли в нынешнюю напряженность. Два знаковых события стали важным фактором возникновения конфликта между Россией и Европой: первое — «пятидневная война» России и Грузии, которая произошла в августе 2008 года; второе — украинский кризис с 2013 по 2014 год. Эти два события стали поворотным моментом в переходе российско-европейских отношений «от тепла к холоду».
© РИА Новости, Андрей Стенин | Перейти в фотобанкСторонники оппозиции на площади Независимости в Киеве, где начались столкновения митингующих и сотрудников милиции
«Пятидневная война» — первое со времен холодной войны применение Россией вооруженных сил за пределами государства, основная цель — «наказать» Грузию за ее активные попытки вступить в НАТО, а также не допустить расширения НАТО на восток. Действия России в ходе украинского кризиса являются генеральной стратегией контрудара по ЕС и НАТО, которые реализовывали в отношении России политику сдерживания.
В отношениях с Западом Россия всегда придавала большое значение развитию экономического сотрудничества с Европейским союзом. Несмотря на то, что она была обеспокоена расширением ЕС на востоке, однако против этого тогда она публично не выступала. Европейский союз активно расширял сферы своего влияния, подступив вплотную к странам СНГ, он проник в традиционные сферы влияния России, тем самым вызвал ее недовольство и настороженность.
В мае 2009 года Европейский союз подписал с шестью государствами — Украиной, Грузией, Молдавией, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией — программу «Восточное партнерство», чтобы подорвать опору России в СНГ. Для реализации плана расширения ЕС предпринял такие действия, как поддержка «цветных революций» на Украине и в Грузии, подрыв пророссийского режима, подписание «Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом» и другие.
Причиной украинского кризиса стали противоречия этого соглашения, ЕС занимался подстрекательством, открыто поддерживая захват власти оппозицией, и по сути он — главный виновник кризиса в стране.
Кризис на Украине вызвал ухудшение отношений России и Запада во всех аспектах. ЕС остановил механизм встреч на высшем уровне Россия-ЕС, борьба Америки и Европы с Россией за санкции и контрсанкции с каждым днем становится все ожесточеннее, что серьезно подрывает развитие торгово-экономических отношений между сторонами. В 2017 году общий объем торговли Европы и России сократился до 244,5 миллиардов долларов США. В то же время все больше обостряется военный конфликт России и НАТО, что серьезно ухудшило обстановку безопасности в Европе.
В условиях, когда постоянно возникают противоречия между Россией и Европой по таким вопросам, как кибербезопасность, инцидент с разведчиком и т. д., когда обе стороны выдвигают обвинения друг против друга, говорить об улучшении отношений легко только на словах.
Глядя на вышеупомянутые колебания российско-европейских отношений нетрудно заметить, что им присуща двойственность: точка пересечения интересов в осуществлении сотрудничества и геополитический фактор противоречий и конфликтов.
Когда геополитический фактор стоит выше точки пересечения интересов, это несомненно приводит к конфликтам и портит отношения.
Говоря о том, почему отношения России и Европы остаются напряженными и почему эту проблему тяжело разрешить, стоит отметить три главных причины.
Во-первых, обострились противоречия в геополитических играх, украинский вопрос превратился в неразрешимый узел.
За последние двадцать с лишним лет Европа и Соединенные Штаты возомнили себя «победителями» холодной войны и не могут подавить свое стремление реализовать идеологию и амбиции за счет расширения сферы влияния. Неконтролируемое «расширение на восток» как НАТО, так и ЕС, неизбежно поставило их на передней план прямого противостояния с Россией.
© Belgian combat camera team / Corporal-chef Sedeyn RitchieВоеннослужащие Вооруженных сил Бельгии во время совместных учений войск НАТО Trident Juncture 2018 («Единый трезубец») в Норвегии
Если говорить о том, что Россия «вернула Европу» странам Центральной и Восточной Европы и что она может «смириться» с их вступлением в ЕС и НАТО, то это из-за того, что она оказалась не в силах препятствовать этому. Однако действия ЕС и НАТО в отношении Украины, Грузии и других стран СНГ с целью их включения в своих союзы затронули основные интересы безопасности России, и здесь она уже ни в коем случае не будет закрывать на это глаза. Среди этих стран, Украина, будучи крупнейшим государством в Восточной Европе, имеет для России особое стратегическое значение, она является единственной буферной зоной и стратегическим заслоном юго-западной части России от ЕС и НАТО, поэтому не нужно объяснять, что для нее значить потерять Украину.
В своей книге «Великая шахматная доска» Збигнев Бжезинский — бывший советник президента по национальной безопасности — подробно объяснил важность Украины для России: «С геополитической точки зрения потеря Украины играет решающую роль, поскольку она приведет к тому, что будут наложены огромные ограничения на геополитический выбор России. Даже потеряв прибалтийские страны и Польшу, Россия, которая по-прежнему контролирует Украину, как и прежде может бороться за то, чтобы стать самоуверенным вождем Европы и Азии, чтобы управлять неславянами на юге и юго-востоке бывшего СССР».
С начала украинского кризиса в стратегических целях Европы, Америки и России в борьбе за Украину не произошло каких-либо радикальных изменений, их игра не прерывалась ни на минуту.
Цель Америки и Европы — заманить Украину в ЕС и НАТО и полностью включить ее в сферу влияния Запада. Поэтому Европа и Америка всеми силами поддерживает противостояние Украины и России в политике, экономике и военном аспекте. Целью России является сохранение максимального контроля над Украиной, чтобы та не перешла под полный контроль Запада, и как минимум создать в Украине нейтральную федеративную систему, чтобы обеспечить существование Украины в качестве буферной зоны.
Абсолютное противостояние стратегических целей Запада и России в украинском вопросе приведет к тому, что узел напряженных отношений окажется намертво перетянут еще до того, как обе стороны внесут коррективы в политику и найдут пути к компромиссу.
Во-вторых, усиление военного противостояния НАТО и России еще более затрудняет восстановление отношений Европы с Россией.
Большинство стран-участниц НАТО являются членами Европейского союза, и отношения России с НАТО оказывают прямое влияние на ее отношения с Европой. По сравнению с российско-европейскими отношениями, отношения России и НАТО еще более запутаны и нестабильны.
Хотя НАТО и Россия создали программу «Партнерство ради мира» и подписали «Основной рамочный документ о взаимоотношениях», однако их отношения охладились после войны в Косово. После терактов 11 сентября вслед за потеплением российско-американских отношений, отношения России и НАТО снова начали улучшаться.
В мае 2002 года Россия и НАТО провели в Риме саммит «19+1», чтобы «поставить точку в холодной войне». Обе стороны подписали «Римскую декларацию», согласно которой был учрежден «Совет Россия-НАТО», и объявили о создании «новых партнерских отношений».
Впоследствии НАТО завершила крупнейшее после холодной войны расширение на восток, которое сильно ограничило стратегическое пространство России.
После начала украинского кризиса НАТО заявила, что не может примириться с агрессией России в отношении Украины, и это в очередной раз заморозило ее отношения с Россией. «Новые партнерские отношения» превратились в «стратегическое соперничество». НАТО внесла коррективы в свою стратегию, разработала в отношении России «план боевой готовности», расположила войска вблизи российских восточных приграничных районов, увеличила присутствие передовых военных сил в Восточной Европе, ответив таким образом на «угрозу военной агрессии» со стороны России.
Украинский кризис длится более четырех лет, но военное противостояние НАТО и России не только не имеет каких-либо признаков ослабления, наоборот, все активнее проводятся мероприятия по подготовке к войне.
В июле 2018 года на саммите в Брюсселе НАТО вновь предприняла меры, направленные против России: было принято решение о добавлении двух военных органов управления, утверждено предложение по подготовке на случай войны «четыре на тридцать», который до 2020 года обеспечивает НАТО возможностью в течение 30 дней, либо за более короткое время разместить 30 механизированных батальонов, 30 воздушных эскадрилий и 30 боевых кораблей.
НАТО и Россия проводят одни за другим военные маневры, направленные друг против друга, масштаб которых неуклонно растет. Обе стороны постоянно «сближаются» на воде и в воздухе, и такие «непроизвольные выстрелы» приводят к резкому возрастанию угрозы возникновения конфликтов.
© РИА Новости, Илья Питалев | Перейти в фотобанкРабочая поездка президента РФ В. Путина в Забайкальский край
В этом году Россия и НАТО провели крупнейшие со времен холодной войны военные учения, демонстрируя и устрашая друг друга собственной военной мощью. В середине сентября Россия провела крупнейшие военные маневры «Восток-2018», в которых приняло участие около трехсот тысяч солдат и офицеров, учения проводились в «условиях, максимально приближенных к реальным боевым действиям». Таким образом Россия продемонстрировала большое число современной передовой техники и направила НАТО серьезное предупреждение. С конца октября по начало ноября 29 стран-участниц НАТО вместе со странами-партнерами — Швецией и Финляндией — провели крупнейшие совместные военные маневры «Единый Трезубец-2018», которые проходили в Северной Европе. В учениях приняло участие пятьдесят тысяч человек, и своим острием они направлены прямо на Россию.
Эти два военных учения являются конкретными проявлениями текущего военного противостояния России и НАТО, которое в дальнейшем еще больше усугубит обстановку безопасности Европы. В таких условиях восстановить отношения России с Европой намного труднее.
В-третьих, пока США и Россия меряются силами, сокращается пространство для маневров по улучшению отношений Европы и России.
За последние несколько лет Соединенные Штаты, чтобы укрепить собственную гегемонию, развернули ожесточенную борьбу с Россией в военной и дипломатической сферах. В отношении Европы США, воспользовавшись обеспокоенностью стран-союзников НАТО за безопасность, предприняли военные действия, направленные против России, и создали напряженную атмосферу. Так Америка одним выстрелом убила двух зайцев: первый — реализация стратегии «обуздания России», второй — усиление контроля над союзными европейскими державами. Будучи стратегическим союзником США, ЕС в момент, когда Америка и Россия меряются силами, сталкивается с дилеммой: либо неотступно следовать Америке в противостоянии с Россией, либо исходить из собственных интересов и развивать отношения с Россией.
Фактически, с того времени, как Дональд Трамп стал президентом Соединенных Штатов, он проводит политику унилатерализма под лозунгом «Америка превыше всего». Своим выходом из «Парижского соглашения по климату» об изменении климата, иранского ядерного соглашения, ЮНЕСКО и других международных соглашений и организаций он громогласно унизил Европейский союз и поставил под вопрос существование НАТО. Заявив, что в вопросах торговли и обороны «Европа заработала на Америке», Трамп ввел такие меры, как повышенные пошлины на импорт алюминия из ЕС и другие.
Кроме этого, Трамп также жестко раскритиковал энергетическое сотрудничество Европы и России, обвинив Германию в совместном с Россией строительстве газопровода «Северный поток-2» и назвав ее «российским пленником». Представитель Госдепартамента заявил, что «этот газопровод в политическом отношении предоставит России возможность угрожать европейским странам, особенно Украине, он обеспечит новым инструментом, с помощью которого она подорвет энергетическую безопасность и стабильность всей Европы». Все это направлено на то, чтобы подорвать и подавить развивающиеся отношения торгово-экономического сотрудничества России и Европы.
Действия Соединенных Штатов вызвали сильное недовольство европейских союзных держав, что привело к углублению трещин в отношениях Трансатлантического альянса. Несмотря на то, что лидеры стран ЕС всем своим видом показали готовность поссориться с США, жестко заявляя, что «больше строить иллюзии в отношении Америки они не будут», что «лучший способ — это сомкнуть ряды и полагаться только на себя», однако полное несоответствие реальности совокупной мощи государств Европы и Америки делает невозможным для ЕС полностью разорвать отношения с США.
С точки зрения торгово-экономических отношений Соединенные Штаты и Европа являются друг для друга крупнейшими торговыми партнерами. В 2017 году объем двусторонней торговли достиг 632 миллиардов евро, что намного превысило объем торговли Европы с Россией. Несмотря на недовольство ЕС подходом США, тем не менее он всеми способами идет им на компромисс. 25 июля Америка и Европа пришли к соглашению по трениям в сфере торговли, обе стороны договорились приложить совместные усилия для «реализации нулевых таможенных пошлин, нулевых таможенных барьеров, а также нулевых дотаций для промышленных товаров, не относящихся к автомобилестроению».
С военной точки зрения в ситуации напряженной военной конфронтации России и НАТО Европа по-прежнему не может обойтись без Америки и ее обеспечения безопасности. Желание Европейского союза создать независимую систему обороны не может быть достигнуто в кратчайший срок. Кроме того, внутри самого ЕС существуют серьезные разногласия, различные потребности в безопасности, различные экономические интересы — все это делает трудным достижение консенсуса по реализации единой политики в отношении России. Сейчас Америка воспользовалась отсутствием у ЕС такой единой политики и теперь занимается стравливанием сторон.
Подводя итог, можно сказать, что Европейский союз находится в эпицентре жесткой конкуренции и соперничества Соединенных Штатов и России, и пока не спадет напряженность в отношениях этих государств, в отношениях Европы и России также будет сложно совершить крупный прорыв.
Источник: