CNBC (США): Россия доминирует в Арктике, но бороться за нее не собирается

Россия, безусловно, чувствует себя в Арктике как дома, и наоборот. По данным Арктического института (the Arctic Institute) — центра изучения проблем безопасности циркумполярного пояса, береговая линия России составляет 53% береговой линии Северного Ледовитого океана, а население страны в этом регионе составляет около двух миллионов человек — это примерно половина людей, живущих в Арктике во всем мире.

Поэтому неудивительно, что Россия хочет расширить свое влияние в регионе, в котором она чувствует себя как дома, и который предлагает множество возможностей в самых разных областях, начиная от энергетики и торговли и заканчивая обороной.

«Россия в силу своего географического положения является самой большой арктической страной. А то, что там живут еще и два миллиона русских, означает, что Арктика во многих отношениях является Россией, — сказал в интервью телеканалу «Си-эн-би-си» (CNBC) старший научный сотрудник норвежского Института Фритьофа Нансена и Арктического института Андреас Эстхаген (Andreas Østhagen). — Кроме того, в России Арктика близка людям, и у них в этом регионе находятся очень многие ресурсы — нефть и газ, рыбные ресурсы и полезные ископаемые».

Подсчитано, что неиспользованные запасы газа и нефти, а также минеральные ресурсы, которыми Россия и ее соседи по Арктике стремятся воспользоваться, в денежном выражении могут исчисляться триллионами долларов (до 35 триллионов долларов).

По словам Эстхагена, Россия может использовать Арктику в экономических целях. Арктика уже некоторое время играет важную роль, связанную с инвестированием в масштабные проекты, такие как проект Ямал СПГ, «один из крупнейших в мире и наиболее сложных проектов СПГ (по производству сжиженного природного газа). Такую оценку дала французская нефтегазовая компания Тоталь (Total), которая имеет 20%-процентную долю в проекте, реализуемом на полуострове Ямал за Полярным кругом». Российская компания Новатэк, второй по величине производитель природного газа в России, владеет 50% долей в Ямал СПГ.

Пытаясь заинтересовать энергетические компании в увеличении масштабов разведочных работ и добычи полезных ископаемых в Арктике, Кремль для стимулирования этих работ объявил в октябре о сокращении налогов на общую сумму триллион рублей, или около 40 миллиардов долларов.

По имеющимся данным, это сокращение налогов произошло после того, как отечественные и зарубежные инвесторы заявили, что если правительство уступит требованиям главы крупнейшей в России нефтяной компании Роснефть о льготных налоговых ставках, они будут инвестировать только в компанию Восток-Ойл (Vostok Oil), проект освоения арктических месторождений, предложенный компанией Роснефть. Ожидается, что Восток-Ойл будет добывать до 100 миллионов тонн нефти в год, или пятую часть того, что сейчас прокачивает Россия, отмечает агентство Reuters.
Но Арктика для России важна не только благодаря своим ресурсам, она имеет еще и большое значение в сфере экономики, обороны и транспорта. По словам Эстхагена, она имеет символическое и националистическое значение.

«Игра в Арктике называется присутствием», — сказал он, отметив, что регион имеет значение для президента России Владимира Путина, при котором — за 20 лет его пребывания у власти — в России произошел рост националистических настроений.

Но это стремление повысить статус России на мировой арене в последние пять лет никак не соответствовало с ее вялой экономике, которая оказалась в состоянии застоя после резкого падения цен на нефть, от которой она в значительной степени зависит в плане экспортных поступлений. Меняющиеся экономические условия России нашли отражение в ее планах расходов на арктический регион, в которых она планировала грандиозные проекты в рамках «Арктической программы» инвестиций и развития.

В 2017 году информационное агентство РБК сообщило, что финансирование программы было в значительной степени сокращено: Министерство экономического развития хотело получить 209 миллиардов рублей на новую национальную арктическую программу, финансирование, рассчитанное на период до 2020 года, но могло получить только 12 миллиардов рублей.

Читайте также  Denník N (Словакия): размолвка между Словакией и Россией из-за высланного шпиона

Однако сейчас есть признаки восстановления, и согласно прогнозу Всемирного банка, опубликованному ранее в декабре, экономический рост составит 1,2% в 2019 году, 1,6% в 2020 году и 1,8% в 2021 году. Эксперты сходятся во мнении, что эффективность затрат на освоение Арктики — региона, неблагоприятные условия в которой способствуют быстрому увеличению производственных затрат — необходимо тщательно проанализировать.

«Освоение Арктики действительно дорого обходится России, но правительство считает необходимым и оправданным продемонстрировать „статус великой державы» в этом новом регионе, а также просчитать заранее негативные последствия изменения климата для прибрежных регионов в Арктической зоне Российской Федерации» — сказал в интервью Си-эн-би-си Матье Булег (Mathieu Boulègue), научный сотрудник Королевского института международных отношений (Chatham House), участник программы «Россия и Евразия».

«Правда, с 2017 года инвестиции в проекты невоенного назначения были в значительной степени сокращены, и на данный момент вероятность того, что они опять увеличатся, невелика», — отметил он.

В 2017 году военные расходы в России сократились на 20%, что стало первым сокращением почти за два десятилетия, а согласно данным за 2019 год, Россия больше не входит в пятерку стран с самыми большими в мире расходами на оборону, в то время как США и Китай свои (военные) расходы увеличили.

Мартина Бозаджиева (Martina Bozadzhieva), управляющий директор по исследованиям консалтинговой фирмы DuckerFrontier, сказала в интервью Си-эн-би-си, что расходы на оборону в России продолжают сокращаться, а деньги перенаправляются на решение других неотложных внутренних проблем.

«(В настоящее время) основное внимание уделяется внутренней экономике, уровню доходов, и за последние пару лет мы наблюдали резкий скачок военных расходов, некоторые из которых пошли на финансирование целого ряда планов и стратегий, включая Арктику. Но этот рост военных расходов сворачивается, чтобы высвободить деньги на выплату зарплат, пенсий и так далее», — сказала она.

«Эти деньги сейчас перенаправляются. Это не означает, что Россия собирается уходить из Арктики, скорее это связано с реструктуризацией финансирования».

Одним из проектов, сочетающих в себе экономическое и символическое значение для России, является Северо-Восточный морской проход или Северный морской путь (СМП), некогда недоступный судоходный маршрут в российской Арктике, который по мере таяния льдов Россия считает супермагистралью для транспортировки товаров и ресурсов между Азией и Европой. Она рассчитывает, что этот маршрут может составить конкуренцию традиционному европейско-азиатскому морскому пути через Суэцкий канал, поскольку он позволяет сократить время в пути на 15 дней.

Директор Арктического института Андреас Эстхаген отметил, что СМП удовлетворяет как экономическую, так и символическую потребность России утвердиться в Арктике (СМП проходит по всей акватории ее территориальных вод, от Берингова пролива между Сибирью и Аляской до Баренцева моря, недалеко от Норвегии). Но что России, наверное, еще слишком рано получать экономические выгоды, учитывая неблагоприятную окружающую среду на протяжении большей части года и необходимость создания дополнительной морской инфраструктуры.

«Этот маршрут имеет символические и националистические коннотации — только для того, чтобы Россия присутствовала там и осваивала там морской путь и развивала свой военный потенциал. Но есть еще и экономические выгоды, хотя не совсем понятно, насколько велики они будут», — сказал он, отметив, что компаниям работать в Арктике будет сложно и дорого, особенно с учетом необходимости почти весь год использовать ледоколы.

«Мы могли бы увидеть там повышение интенсивности перевозок в определенных направлениях и к определенным пунктам назначения, например, для обслуживания супер-завода Ямал СПГ. Или пассажирских перевозок в сфере туризма с использованием круизных судов. Но это не будет таким прибыльным, и в этом случае такого объема перевозок, как через Суэцкий или Панамский каналы, не будет, — сказал Эстхаген.

Читайте также  Tiscali (Чехия): мысли за едой влияют на наш вес

Помимо коммерческого освоения Россией Арктики, еще одной актуальной проблемой в регионе, вызывающей озабоченность западного военного альянса НАТО, является общее впечатление, что этот регион становится все более милитаризованным пространством, открывающим новый, в буквальном смысле «холодный» фронт в условиях и без того, холодных отношений между Россией и Западом.

КонтекстLe Figaro: сравнение подводных и надводных флотов России и США в АрктикеLe Figaro24.11.2019Печат: США вознамерились сделать «общим» российский Северный морской путьПечат14.10.2019TAI: Арктика американская, а не российскаяThe American Interest23.09.2019В последние годы Россия наращивает свой военный потенциал в Арктике, вновь открывая старые военные базы, заброшенные после распада Советского Союза в 1991 году, и укрепляя престижный Северный флот ВМФ России, который предназначен для ведения боевых действий в регионе в целях обеспечения обороны. Объединенное стратегическое командование Северного флота было создано в 2014 году в качестве пятого военного округа России, что соответствует стремлению Кремля повысить значимость обороны в регионе. В том же году Путин объявил, что Россия будет создавать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения.

Военные учения в Арктике с участием Северного флота были центральным звеном масштабных ежегодных военных учений России, получивших название «Центр-2019».

«Россия на протяжении почти 10 лет последовательно включает Арктику в военную доктрину и поэтому проводит учения, организует снабжение и учится выживать, совершать маневры и сражаться в этой экстремальной обстановке. Кроме того, было приложено много усилий для развертывания систем противовоздушной обороны арктической модификации и систем воспрещения действий противника в море», — сказал в интервью Си-эн-би-си Матье Булег из Chatham House.

НАТО все больше беспокоит то, что, по ее мнению, является милитаризацией Арктики Россией, и альянс предупреждают, что он должен увеличить свое собственное присутствие, чтобы противостоять тому, что некоторые считают российской агрессией. Мартина Бозаджиева из DuckerFrontier сказала журналистам Си-эн-би-си, что Арктика является одним из регионов, где у России есть преимущество, учитывая ее географическое положение.

«Она (Россия) пытается действовать более решительно в тех областях, в которых действительно может доминировать, просто потому, что по сравнению с оборонными расходами НАТО Россия в принципе так много не тратит. Поэтому там, где у нее есть естественное преимущество, как в случае с Арктикой, она будет стремиться использовать это преимущество», — сказала Бозаджиева в интервью Си-эн-би-си. Однако Булег и Эстхаген считают, что Россия стремится избежать конфликта в Арктике.

По словам Эстхагена, продвижение российских войск в Арктике можно считать действиями, предпринимаемым для внутренних, оборонительных целей или потенциально агрессивными действиями. Но, отметил он, «у России не будет никакого интереса претендовать на какую-либо территорию, но то, что вы видите за этим, является стратегическим акцентом на Арктике, а также со стороны Китая и США, из-за чего регион оказывается в состоянии геополитической и геостратегической конкуренции между этими силами».

Поскольку в Арктике есть явно богатые ресурсы (хотя добывать их сложно и дорого), неудивительно, что другие арктические страны [всего их восемь: Канада, Дания (Гренландия), Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Россия и США] также заинтересованы в развитии своей арктической инфраструктуры и добыче ресурсов на своих собственных территориях.

Читайте также  The Washington Post (США): российская военная разведка - тайные мускулы в дуэли Путина с Западом (Часть III)

Просто российская арктическая инфраструктура оказывается более развитой, поскольку в Арктике есть давно построенные города (такие как Мурманск и Норильск), населенные пункты и инвестиции, отмечают эксперты.

Несмотря на различный уровень конкуренции и военной напряженности в Арктическом регионе, предпринимаются попытки взаимодействия и сотрудничества и между арктическими государствами, хотя порой и неохотно.

Диалог между странами арктической зоны довольно активен. Например, в апреле в России состоялся Международный Арктический форум, на котором обсуждались вопросы «социально-экономического развития арктических территорий и выработки разноуровневых многосторонних механизмов совместного раскрытия и эффективного освоения мощного ресурсного потенциала Арктического региона».

Затем в мае в Финляндии состоялось заседание Арктического совета (межправительственного форума, призванного обеспечить средства для развития сотрудничества, координации и взаимодействия между арктическими государствами). По имеющимся данным, совместная декларация о намерениях членов совета не была принята из-за отказа Соединенных Штатов подписать декларацию, направленную на обеспечение баланса между охраной окружающей среды в Арктике и освоением ее минеральных богатств, поскольку в ней говорилось об изменении климата как о серьезной угрозе.

Помимо напряженности по поводу экологических проблем и обороны, несколько арктических государств (но особенно США) обеспокоены амбициями и намерениями неарктического государства, все больше «вторгающегося» в регион. Речь идет о Китае.

В январе 2018 года Китай опубликовал свою собственную арктическую стратегию, указав на свой интерес к региону. Он все активнее инвестирует в арктические инфраструктурные и энергетические проекты, такие как вышеупомянутый проект Ямал СПГ, в котором его Фонд Шелкового пути (государственный инвестиционный проект) имеет долю в размере 9,9%, что делает его крупнейшим иностранным акционером в проекте.

Путин с удовлетворением отнесся к китайским инвестициям, предложив КНР в конце 2017 года оказать помощь в создании «Ледяного Шелкового пути», или «Полярного Шелкового пути». По сути, это еще одно направление мегапроекта экономического развития Китая, инициативы «Один пояс, один путь».

Кроме того, Китай инвестировал средства в научно-исследовательские станции в Исландии и Норвегии и заявил, что будет сотрудничать с Россией в исследовательском центре, участвуя в работе по прогнозированию ледовой обстановки вдоль Северного морского пути. А в прошлом году Китай отправил в плавание свой первый полярный исследовательский корабль-ледокол «Сюэлун-2» (или «Снежный дракон-2»), который способен разбивать лед толщиной в 1,5 метра. Как и Россия, Китай сейчас строит атомный ледокол, а Россия спустила на воду свой собственный атомный ледокол, «Урал», в мае.

Как сообщает агентство «Рейтер», этот ледокол будет одним из трех серийных кораблей, заказчиком которых является российская госкорпорация по атомной энергии Росатом. «„Урал» вместе со своими собратьями занимает центральное место в нашем стратегическом проекте открытия СМП для круглогодичной деятельности», — цитирует информационное агентство ТАСС слова главы Росатома Алексея Лихачева.

В последние годы Россия и Китай укрепляют свои геополитические связи в самых разных областях, причем не в меньшей степени, чем в Арктике, где обе страны хотят воспользоваться коммерческими выгодами Северного морского пути. Но все более активная деятельность Китая в этом регионе вызывает тревогу у США. В мае Пентагон опубликовал доклад, в котором говорится, что расширение деятельности Китая в Арктическом регионе может создать условия для активизации военной деятельности в регионе.

В мае на заседании Арктического совета госсекретарь США Майк Помпео подверг критике заявление Китая о том, что он является «близким к Арктике» государством, и сказал, что это не дает Китаю «абсолютно никаких прав» в этом регионе.

Источник: inosmi.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-идеи и бизнес-планы
Добавить комментарий