Der Standard (Германия): российский автопроизводитель ГАЗ в зыбучих песках американских санкций

 — Весна приносит хорошие новости: продажи автомобилей в России в апреле по сравнению с прошлым годом в буквальном смысле взлетели вверх. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), автодилеры продали 151964 новых автомобилей, то есть на 290% больше, чем в апреле 2020 года.

Однако никакой эйфории эти данные не вызывают у Томаса Штерцеля (Thomas Sterzel), председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, поскольку показатели весной прошлого года из-за строгого локдауна оказались очень низкими. «В целом, за первые четыре месяцы было продано 515934 новых автомобилей, то есть, как и ожидалось, на 24,3% больше по сравнению с результатами 2020 года, однако на 4,5% меньше, чем в 2019 году», — отметил Штерцель.

Когда-то крупные производители изо всех сил стремились попасть на российский рынок, поскольку Кремль довольно рано с помощью протекционистских мер создал соответствующие условия для локализации производства. «Тойота», «Фольксваген», «Форд», «Рено» и «Дженерал Моторс» — все эти компании пришли в Россию для того, чтобы на пространстве от Санкт-Петербурга, Калуги, Тольятти и до Владивостока построить собственные заводы.

Московский автосалон стал составлять конкуренцию Франкфурту и Женеве, признанным лидерам в этой области. В 2008 году Матиас Виссманн (Matthias Wissmann), возглавлявший немецкую Ассоциацию автомобильной промышленности (Verbands der Automobilindustrie), при посещении ярмарки в Москве заявил о том, что Россия скоро станет самым важным рынком в Европе, а количество продаваемых в год новых автомобилей приблизится к 3,5 миллионам. Однако этим предсказаниям не суждено было сбыться. Сначала этот показатель составил 1,6 миллиона (2017 год), затем 1,8 миллиона (2018 год), затем 1,76 миллиона (2019 год), а сегодня в России вновь продается в год 1,6 миллиона новых автомобилей.

В этом году эксперты Ассоциации европейского бизнеса предсказывают рост продаж на 2,1%, а это значительно ниже тех сказочных величин. Рынок в России испытывает сложности, связанные с постоянным обесцениванием рубля, а также в результате сокращающихся уже в течение многих лет реальных доходов населения.

КонтекстFT: Дерипаска договаривается с Западом для спасения ГАЗаFinancial Times18.04.2019Дерипаска: «улучшение российско-американских отношений невозможно» (CNBC)CNBC18.03.2019NZZ: Олег Дерипаска подает в суд на СШАNeue Zürcher Zeitung18.03.2019Из-за кризиса в сложном положении оказалась и принадлежащая Олегу Дерипаске компания ГАЗ. В прошлом году продажи легкого коммерческого транспорта сократились на 20%, и этот показатель составили 51159 единиц. Логично, поскольку по причине кризиса потребность в автомобилях промышленного назначения тоже снижается.

Читайте также  Обзор ближневосточных СМИ: США в Сирии вне закона, решение уйти — правильное

При этом концерн из Нижнего Новгорода, руководство которым осуществляет председатель совета директоров Зигфрид Вольф, может похвастаться тем, что за последние десять лет была на заводе была проведена успешная модернизация и определены новые направления. Когда-то на этом предприятии производились легковые автомобили «Волга», но в последнее время на нем стали производить коммерческие автомобили, автобусы, грузовые автомобили, и прежде всего небольшие грузовики «Газели». Эти «Газели» продаются сегодня не только в России, но и в странах СНГ, а также экспортируются в Северную Африку и в Южную Америку.

Помимо этого, Вольф с помощью сборки автомобилей других марок создал для этого предприятия вторую опору. Особенно успешным оказалось сотрудничество с «Фольксвагеном». С 2011 года в Нижнем Новгороде собираются различные модели «Фольксваген» и «Шкода». Планировавшееся еще более тесное сотрудничество — одно время даже обсуждался вопрос о непосредственном участии концерна «Фольксваген» — не состоялось из-за санкций, которые в 2018 году Соединенные Штаты ввели против близкого к кремлю миллиардера Дерипаски и которые касались непосредственно его участия в компании ГАЗ.

Концерн ГАЗ уже в течение трех лет находится в черном списке подчиненного американскому Министерству финансов Агентства по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control). С того момента угроза санкций действует на ГАЗ как тяжелое бревно, привязанное к ноге человека, поскольку тем самым другим предприятиям тоже запрещается сотрудничество с этим концерном. Однако введение санкций постоянно откладывается — нынешняя отсрочка действует до января 2022 года, и, тем не менее, это во многом осложняет концерну ГАЗ международную кооперацию. Поставщики комплектующих и банки, работающие с компанией ГАЗ, тоже рискуют оказаться под санкциями. Поэтому компания «Даймлер» уже прекратила совместную работу с концерном ГАЗ.

Агентства по контролю за иностранными активами требует, чтобы Дерипаска отказался от управления предприятием. Ежемесячно этот концерн должен предоставлять отчет о том, что ни Дерипаска, ни другие находящиеся в черном списке российские олигархи, там не работают. Дерипаска, этот хорошо знакомый с Австрией русский, уже отказался от оперативного управления предприятием, однако запланированная продажа пока не состоялась.

Читайте также  The Guardian (Великобритания): забудьте про Брексит, самая большая угроза для Европы — это война на Украине

Поэтому и сам концерн не продвигается вперед. Однако Дерипаска надеется на то, что в ближайшие два года американские санкции против России будут смягчены, и об этом он сам заявил в четверг. В таком случае он оказался бы одним из главных бенефициаров.

Источник: inosmi.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-идеи и бизнес-планы
Добавить комментарий