Удочка или рыба: можно ли построить инфраструктуру в России за частные деньги

Источник: forbes.ru

В мае 2018 года президент Путин подписал указ, в котором определены цели по экономическому росту в России до 2024 года, включая вхождение страны в топ-5 крупнейших экономик мира и достижение темпов прироста ВВП выше мировых.

В рамках этого плана правительство заложило в федеральный бюджет на ближайшие три года расходы в размере более 5,5 трлн рублей на развитие инфраструктуры и реализацию национальных проектов. Однако этих денег, по оценкам Всемирного банка, будет недостаточно для выполнения «майского указа» и повышения темпов экономического роста.

Как показывает мировой опыт, подстегнуть рост экономики могло бы стимулирование частных инвестиций: мобилизация капитала в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) и доступ прямых инвестиций в инфраструктурные подотрасли. Эти меры позволили бы активно развивать инфраструктуру без чрезмерного увеличения дефицита бюджета.

Государство или частные инвесторы?

По замыслу властей, драйвером для инвестиций в инфраструктуру должен стать бюджетный Фонд развития, создание которого было анонсировано еще в мае 2018 года. В ближайшие три года в этот фонд планируется направить более 1,5 трлн рублей, которые будут привлечены в ходе размещения государственных облигаций.

До 2024 года Фонд развития должен аккумулировать порядка 3,5 трлн рублей. Предполагается, что эти средства пойдут на нацпроекты и программы в сфере демографии, здравоохранения, образования, экологии, дорожного строительства, цифровой экономики. Всего на нацпроекты в 2019-2021 годах власти намерены потратить 5,69 трлн рублей.

Но прямое финансирование проектов оказывает существенную нагрузку на бюджет и не обеспечивает приемлемого соотношения стоимости проекта и качества его исполнения (Value for Money). По нашим оценкам, оптимальным решением задач из «майского указа» по ускоренному экономическому росту и привлечению частных инвестиций в инфраструктуру может стать создание сети региональных гарантийных фондов, предоставляющих поддержку по ключевым рискам инвестора через гарантии.

Читайте также  Санация банков очистила рынок от мусорных евробондов

Гарантии позволяют перераспределить риски между бизнесом и государством в ГЧП-проектах и улучшить их кредитное качество. Высокий кредитный рейтинг делает проекты более «банкуемыми» и обеспечивает им выгодные условия по привлечению средств на рынках капитала (ниже ставка, длиннее срок).

Такая механика поддержки увеличивает количество инфраструктурных проектов с меньшей нагрузкой на бюджет, при этом деньги на их финансирование привлекаются с рынка инвесторами, а не путем наращивания государственного долга, побочным эффектом которого станет структурный дефицит федерального бюджета около 0,5% ВВП ежегодно и вытеснение частного капитала с долгового рынка.

Поддержка вместо финансирования

Виды гарантий зависят от рисков инвестора, на покрытие которых они направлены: политических, регуляторных и валютных, рисков форс-мажора, процентных, кредитных, рисков спроса и прочих. С точки зрения объемов покрытия гарантии могут быть частичными или полными, то есть закрывающими все риски в процессе реализации ГЧП-проекта.

К примеру, Гарантийный фонд инфраструктурных проектов Республики Корея выдает гарантии по различным финансовым обязательствам инвестора: от привлечения кредита на реализацию проекта до займа на пополнение оборотного капитала или рефинансирования.

Средства фонда формируются за счет вкладов и займов негосударственных финансовых институтов, платы за выдачу гарантий, доходов от инвестиций и за счет бюджета. В период с 2005 по 2015 год этот фонд выдал гарантий на сумму $13,303 млн по 158 проектам.

Индонезийский инфраструктурный гарантийный фонд обеспечивает покрытие любых рисков федеральных и региональных ГЧП-проектов, в том числе рисков финансового закрытия и изменения регуляторной среды. Капитал фонда формируется за счет вкладов институтов развития (Всемирного банка, Азиатского банка развития и др.) и государственного бюджета.

Вклады бюджета с 2009 по 2017 год в общей сложности составили около $550 млн. К концу 2017 года фонд выдал гарантии по 15 инфраструктурным проектам в сферах транспорта, электроэнергетики, телекоммуникаций и водоснабжения с общим объемом инвестиций более $12,3 млрд. Объем гарантий составил около $2,5 млрд.

Читайте также  Санкции приведут к сокращению доли иностранцев в госдолге России до 21%

Из регионов с гарантией

В России уже существуют гарантийные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), которые предоставляют поручительства и гарантии по обязательствам бизнеса — кредитам, займам, договорам лизинга и другим.

Имущество фондов формируется за счет взносов учредителей, которыми являются органы власти регионов, и иных доходов, в том числе от выдачи поручительств (гарантий) и размещения средств во вклады и облигации.

Гарантийные фонды ГЧП-проектов могут быть созданы по аналогии или на базе фондов, выдающих гарантии МСП. Поддержка проектов с невысокой капитализацией позволит комплексно подойти к развитию инфраструктуры в масштабах всей России: аллокация средств в фонде и гарантирование вместо прямого финансирования снижают нагрузку на бюджет, модель частной компании делает доступ бизнеса к гарантийной поддержке максимально простым, а распределение рисков и высокий кредитный рейтинг проектов привлекают в инфраструктуру длинные и дешевые деньги институциональных инвесторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-идеи и бизнес-планы
Добавить комментарий