В мире не существует универсального определения информационной войны. В этой статье автор предлагает свое определение в таком виде. «Информационные войны — это особый вид борьбы между государствами, в котором задействуется значительный объем информационных ресурсов и применяются методы политической войны, операции влияния, пропагандистские акции и активные мероприятия».
Восемьдесят пять процентов информации передается, хранится, анализируется и используется в киберпространстве. Здесь я хотел бы обратить особое внимание на все возрастающую угрозу, исходящую от операций влияния, в ходе которых осуществляется злонамеренное использование социальных сетей (YouTube, Twitter, Facebook), и которые в наши дни становятся самым «горячим фронтом» информационной войны.
КонтекстThe Onion: Россия признала свое участие в президентских выборах в СШАThe Onion20.03.2021Японские читатели: президентские выборы в США — это сплошной стыдИноСМИ07.11.2020Главред: «половинчатый президент». На какую катастрофу в США указали выборыГлавред08.11.2020Babylon Bee: Байден просит всех помириться на основе признания его властиThe Babylon Bee10.11.2020Байден: Путин — бездушный убийца, а Россия поплатится за вмешательство в американские выборы (ABC)ABC News17.03.2021
В операциях влияния и активных мероприятиях применяется широкое распространение ложной информации и фейковых новостей. Целью этого является воздействие на когнитивные способности человека и, в частности, оказание влияния на его способности к самовыражению и убеждению. Поэтому такие операции и контроперации зачастую называют «когнитивными битвами».
Операции влияния и активные мероприятия больших объемов и размаха и называют обычно «информационной войной».
Одним из классических примеров этого стали комплексные информационные мероприятия, осуществленные Россией в ходе президентских выборов в США в 2016 году. Работа по влиянию стала всемирно известной, потому что она была проведена Россией на президентских выборах в США в 2016 году. Тогда через возможности Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба России (теперь это Главное управление) в США был осуществлен вброс большого объема информации, невыгодной для кандидата в президенты Хиллари Клинтон. Впоследствии эта информация распространялась через социальные сети и информативный сайт Wikileaks. Это комплексное активное мероприятие в совокупности с акциями влияния нанесли Хиллари Клинтон большой урон и, как следствие, частично способствовали победе Дональда Трампа.
На президентских выборах в США 2020 года внимание экспертов привлекли акции влияние, осуществлявшиеся и другими странами. В отчете Национального разведки США «Внешние угрозы президентским выборам в США в 2020 году» указывается:
«Российские правительственные организации с одобрения президента Владимира Путина с помощью дезинформации осуществляла клеветнические активные мероприятия против Джо Байдена и Демократической партии и проводила операции в поддержку г-на Трампа. Эта работа подорвала доверие общества к избирательному процессу в США и усугубила политический раскол в Соединенных Штатах.
«Что касается Китая, то имеются данные о том, что китайские власти рассматривали вопросы по оказанию влияния на изменение исхода президентских выборов в США. Но в конечном счете не стали реализовывать эти планы, полагая невыгодным для себя рисковать вмешательством в президентские выборы в США. В Пекине посчитали, что в существовавших конкретных политических условиях более эффективным будет задействование в китайских интересах таких традиционных средств, как адресные экономические меры и лоббирование».
Одним словом, Россия все-таки осуществляла в США акции влияния и активные мероприятия. Поскольку вдобавок к этому в стране еще действовали и активные протрамповские силы, которые использовали и широкое радикально-консервативное движение QAnon, китайцы, видимо, посчитали, что простора для информационных акций влияния в США у них недостаточно.
Другое дело Япония. Оказалось, что в Японии нашлось много людей, подпавших под влияние радикальной риторики и образа мыслей сторонников Трампа в движении QAnon. Многие из них даже присоединились к акциям влияния, развернутым в японских социальных сетях. Лично я был поражен тем, насколько легко широкие массы японцев подпали под влияние конспирологических теорий заговора протрамповских сил.
Все это позволяет сделать вывод о том, что что если Россия и Китай всерьез возьмутся за осуществление акций влияния на японскую аудиторию, то наши соотечественники довольно легко могут быть обмануты русскими и китайцами
__________________________________________________________________________________
Ёсикадзу Ватанабэ — директор научно-исследовательского института проблем безопасности корпорации Fujitsu. В 1978 году окончил Токийский университет. Далее поступил на военную службу. Служил на руководящих должностях в Министерстве обороны. Был заместителем директора Института военных исследований, заместителем начальника штаба сил самообороны, командующим восточным сектором обороны (Токио). Генерал-полковник в отставке. Автор многих книг.
Не составляет секрета, что многие консервативно и прагматично настроенные японцы симпатизировали Трампу. И теперь мы видим, что они были правы!
В Японии тоже нужно ввести систему регистрации иноагентов. А то китайские средства пропаганды делают у нас, что хотят!
Действительно, японцы легковерные и легко попадаются на разные пропагандистские уловки! Нам нужно более критично относиться к фейк-новостям, которыми кормит нас пресса!
Нужно честно признать: Япония долго пребывала в самоизоляции, это островное государство с островным мышлением, японцы мыслят просто и не способны к комплексному мышлению, у них развит коллективизм и подчинение коллективу. Для нынешнего динамичного времени все это опасно. Эти качества нашему народу нужно корректировать, иначе застрянем на дороге к прогрессу.
Не ощущаю я сейчас в Японии никаких особых акций влияния со стороны России. Во времена СССР были, а сейчас нет.
Сейчас на нас давит пропаганда Китая! А за ней идут и агрессивные устремления по захвату наших территорий. например, островов Сенкаку!
Это вопросы к нашим политикам. Почему в стране, где 80% населения настроены антикитайски, все средства массовой информации в основном за Китай? Что здесь? Деньги? Так и скажите!
Китайцы уже добрались до Окинавы! Они уже там во власти и во всех СМИ! Поэтому и претендуют на остров!
Японцы уже все давно распропагандированы нашими продажными СМИ. Все интересы страны на продажу политикам. Здесь не нужно никакого иностранного влияния. Все уже давно продано. Только о народе забыли!
Источник: