Это (почти) официально. Представители православных конфессий Украины собрались в минувшую субботу в храме Святой Софии в Киеве на «совете воссоединения», чтобы официально запротоколировать создание независимой украинской церкви. На совете был избран новый предстоятель этой церкви, митрополит Епифаний, 39 лет. Эта новая церковь еще должна быть официально признана Константинополем, но для украинского президента Петра Порошенко этот вопрос уже решен. Глава украинского государства, присутствовавший на совете, приветствовал этот «исторический» день, произнеся антироссийскую речь перед несколькими тысячами своих сторонников. «Этот день войдет в историю как священный день, день создания Автокефальной Поместной Православной Церкви Украины, день окончательного обретения независимости от РФ», — заявил украинский президент. «Что это за церковь? Это церковь без Путина (…) Украина уже не будет пить из московской чаши московский яд», — провозгласил Порошенко, добавив, что «вопрос создания автокефальной церкви — это вопрос национальной безопасности для Украины».
О создании этой «новой» церкви было объявлено два месяца назад, после того как Вселенский Константинопольский патриархат признал автокефальную церковь в Украине, положив конец более чем трехвековому господству Московского патриархата. Позднее МП официально разорвал отношения с Константинопольским патриархатом. «Мы больше не можем официально вместе проводить службы, наши священники больше не смогут участвовать в литургиях со священнослужителями Константинопольского патриархата». (…) Мы не можем поддерживать связь с церковью, которая находится в состоянии раскола», — заявил глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион. «Это было неизбежное решение: Священный Синод не мог принять другого решения из-за недавних действий Константинопольского патриархата», — продолжил митрополит. Москва подвергла критике Константинопольского патриарха Варфоломея I за реабилитацию киевского патриарха Филарета отлученного от церкви в 1997 году.
«Рождение» независимой украинской церкви происходит как нельзя кстати для Порошенко, чьи позиции становится все более шаткими из-за напряженности в отношениях с Россией, потери Крыма и войны на Донбассе. Глава украинского государства сделал эту религиозную независимость одной из визитных карточек своей президентской кампании. Однако даже если независимость новой украинской церкви и является «победой» для Порошенко, она может привести ко многим разногласиям между Москвой и Киевом в вопросе церковной собственности. «Несомненно, будут конфликты в восточной и центральной Украине из-за церковной собственности (церквей и монастырей). Новая украинская церковь попытается завладеть имуществом православных украинцев, по-прежнему верных Москве. Некоторые приходы, находящиеся под юрисдикцией Москвы, будут сопротивляться и существует вероятность возникновения напряженности», — сказал бывший арабский дипломат, пожелавший остаться неназванным. Уже в начале декабря украинская полиция провела обыски в трех православных церквях при Московском патриархате, а также в домах священников в северо-центральной части страны. «Порошенко и Путину нужен этот конфликт. В обеих странах существуют политические, экономические и социальные проблемы, и этот конфликт их устраивает и отвлекает людей», — заявил дипломат.
КонтекстAtlantico: Православная церковь идет по пути «балканизации»Atlantico16.10.2018Главред: Еще одна церковь заявила о разрыве с КонстантинополемГлавред19.10.2018WSJ: Украина создает «церковь без Путина»The Wall Street Journal16.12.2018Türkiye: Санкции против России и украинская церковьTürkiye04.12.2018Но помимо политики, официальное признание новой украинской церкви может помешать Москве, особенно в том, что касается влияния ее церкви в регионе, а также ее идеологии и стратегии расширения. «Создание этой церкви является большой потерей. Москва теряет целую страну. В идеологии «русского народа», который выходит за пределы нынешней России, Украина занимает особое место, поскольку она является колыбелью русской церкви. И отделение украинцев от Москвы, очень плохо сказывается на психологическом уровне и ослабляет дискурс о российской идентичности», — объясняет бывший дипломат. «Это серьезное ослабление Московского патриархата, хотя многие православные церкви не признают новую Украинскую Церковь и будут продолжать поддерживать Москву, как сербы, болгары или поляки. Но в целом Москва ослаблена», — продолжает он. Такое положение дел воспринимается болезненно, ведь Россия делает большую ставку на религию для осуществления своих экспансионистских планов. «Москва вернулась к «римской «политике, в которой религия и политика тесно переплетены. Существует путинское православие, которое ориентировано в основном на славян. Но греки, сербы и болгары могут не принять такое московское папство. Чтобы укрепиться, панславизму нужен религиозный аспект», — объясняет доктор юридических наук Антуан Курбан (Antoine Courban), профессор Университета Святого Иосифа в Бейруте. «Во вселенском диалоге Москва будет позиционировать себя в качестве основного представителя православия, но примут ли это другие церкви? Для Ватикана, например, это абсолютно исключено, поскольку с точки зрения Святого Престола существует Рим и «Новый Рим», то есть Константинополь (…) Таким образом, речь идет о двух православных юрисдикциях: о средиземноморской юрисдикции с одной стороны и московской гегемонией с другой? В этом заложен огромный риск», — заключает он.
Источник: