С высоты знаменитых скал Дувра логистический балет его торгового порта представляет собой завораживающее зрелище. В этом бесконечном движении грузовики выстраиваются в ряд и останавливаются буквально на пару минут, пока водители показывают паспорта и билеты на судно. Менее чем через десять минут после прибытия они оказываются на борту одного из паромов, которые берут курс в сторону континента каждые 20 минут. На номерах указаны самые разные страны: Нидерланды, Польша, Испания, Литва, Венгрия, Румыния…
Судьба британской торговли во многом зависит от этого прекрасно отлаженного механизма, «поэзии в движении», как красиво говорит представитель местного профсоюза Дэйв Клементс (Dave Clements). Через порт проходит 17% всего импорта и экспорта Великобритании. Если добавить сюда расположенный в нескольких километрах туннель под Ла-Маншем, этот показатель доходит до 30%. Большая часть свежих продуктов и заказы заводов, которые практикуют снабжение «точно в срок», проходят через этот жизненно важный узел британской экономики.
Но Брексит без договора становится для него внезапной угрозой. Назначенное на 11 декабря голосование Палаты общин по этому соглашению было в последний момент отменено Терезой Мэй. Риск жесткого выхода из ЕС стал ближе.
При отсутствии договоренности в ночь на 29 марта 2019 года Великобритания станет третьей страной для ЕС, что будет означать для каждого грузовика пошлины и проверку происхождения товаров. «Это полностью застопорит систему», — тревожится Клементс.
Если верить исследованию Имперского колледжа Лондона, две дополнительные минуты проверки на машину приведут в часы пик к 50-километровым пробкам на автотрассе М20 из Лондона. В плане подготовки к Брекситу графство Кент (там расположен Дувр) описывает застрявшие на несколько дней грузовики, невозможность вывоза мусора, перебои с поставками свежих продуктов в школьные столовые, детей, которые не могут попасть на учебу из-за забитых дорог…
Причем такой сценарий — отнюдь не плод фантазий. В 2015 году в графстве сложилась похожая ситуация, когда забастовки в Кале и выходки мигрантов привели к серьезным задержкам с французской стороны. В течение почти целого месяца автомагистраль М20 была закрыта в одном направлении и служила парковкой для грузовиков. Тем не менее на этот раз, по официальным планам британского правительства, хаос должен затянуться на шесть месяцев.
«Считайте сами, — говорит таможенник Питер Райт (Peter Wright). — Мы загружаем порядка 250 грузовиков на судно. Добавьте пять минут на грузовик, и получится дополнительно 1 250 минут». Осталось только умножить на 2,6 миллиона грузовиков, которые прошли через порт в 2017 году…
Сейчас лишь 3% из них идут в страны за пределами ЕС. Необходимые для того бумаги требуют проверки в порту продолжительностью в 20 минут, и это еще в лучшем случае. «Даже если увеличить проверки всего до 6%, дороги сразу же будут забиты пробками», — отмечает Эндрю Мини (Andrew Meaney) из компании «Оксера». «Это просто безумие, — не скрывает раздражения Клементс. — Еще ни одно страна так не стреляла себе в ногу».
КонтекстNYT: сделка Мэй по Брекситу, вероятно, провалится, что потом?The New York Times13.12.2018Le Monde: а быть ли Брекситу?Le Monde11.12.2018NI: означает ли Брексит закат Запада?The National Interest13.12.2018Входит и выходит. Но у Мэй ничего не выходит (Foreign Policy, США)Foreign Policy11.12.2018В таких условиях среди экспертов по логистике из Дувра растет напряженность. «Я был очень разочарован переносом голосования», — говорит Сэнди, глава «Мартин Тракс», небольшого предприятия с полусотней сотрудников.
«Мы уже сейчас загружены до предела. Малейшие дополнительные проверки создадут проблемы». Риски связаны не только с Брекситом без договора, но и с частичным соглашением, по итогам которого Великобритания оказалась бы вне таможенного союза.
При этом британское правительство пока что почти ничего не подготовило на этот случай. Было начато разве что расширение ведущей из Лондона двухполосной дороги М26. «Ничего не готово», — говорит Клементс. Графство Кент в свою очередь выражает недовольство по поводу недостатка информации от правительства.
При этом нынешняя напряженная схема торговли датирована всего лишь 1993 годом, когда вступил в силу единый европейский рынок. До того момента грузовикам приходилось систематически проходить таможню. В окрестностях Дувра тогда насчитывалось 130 предприятий с 3 000 сотрудников, которые занимались всеми административными формальностями. Сейчас их в десять раз меньше.
«Можно вернуться к старой системе, мы знаем, как все работает, — говорит глава одной из этих компаний (он попросил не называть его имя). — Но на адаптацию требуется время. Сегодня у меня недостаточно сотрудников, чтобы справиться с резким увеличением заказов. Кроме того, объемы торговли выросли в пять раз с 1993 года». Он уже нанял двух новых работников и зарезервировал помещения для расширения. «Но это рискованная ставка. Никто не знает, чем окончится Брексит. В таких условиях сложно к чему-то готовиться».
Тревоги среднего и малого бизнеса мало волнуют местное население: 62% жителей Дувра поддержали Брексит. И если зайти в местный паб, становится ясно, что сейчас мало кто из них поменял свое мнение. Пенсионер Колин раньше работал в предприятии по растормаживанию грузов: «Нам удавалось работать с ручкой и печатной машинкой. С современными компьютерами сейчас все точно получится».
Не верит в апокалипсис даже таможенник Адам, который работает в Евротуннеле с французской стороны и прекрасно знаком со сложностями с проверкой грузов. «Нас хотят запугать, — говорит он, потягивая пиво. — Европа нуждается в торговле с нами. Я уверен, что она не будет вводить для нас сложных процедур. Мы — Великобритания, великая страна. Нам по силам справиться с этими проблемами». Если в политике ничего не изменится, через 3,5 месяца у нас появится возможность проверить его слова.
Источник: