iHNed (Чехия): некоторые чешские компании боятся последствий для бизнеса с Россией. Но в целом он не столь значим для чешской экономики

Решение, озвученное в выходные, о высылке 18 российских дипломатов из Чехии заставило озадачиться некоторых менеджеров. С точки зрения экспортной статистики Россия не играет для Чехии большой роли, и в прошлом году туда вывезли товаров почти на 99 миллиардов крон, а это всего на пару миллиардов больше, чем в намного меньшую Бельгию. С другой стороны, части чешских компаний российский рынок очень важен, и дальнейшая политизация угрожает их бизнесу. И эти компании боятся, как отреагирует Россия.

«Это разгром. Бизнес в России для нас окончен», — заявил нам Йиржи Коварж, член правления компании «УНИС» из Брно, которая занимается инжинирингом в нефте-химической промышленности. По словам Коваржа, сейчас под угрозой оказалась как минимум одна поставка для нефтяной промышленности стоимостью около миллиарда рублей (почти 300 миллионов крон). Вот уже несколько лет, как «УНИС» решает проблему влияния политики на его бизнес. Проявляется это, в частности, в том, что в глазах российских партнеров чешская фирма выглядит не слишком надежным партнером, поскольку нет уверенности в том, что она сможет выполнить многолетние контракты. Одна из проблем, например, — сложности при получении лицензии на экспорт комплектующих. Поэтому вместо крупных и многолетних проектов с высокой маржей «УНИС» получает мелкие контракты на год, которые приносят мало прибыли.

Чешский экспорт в Россию достиг пика в 2012 — 2014 годах, когда объемы превышали 110 миллиардов крон в год. Но потом Россия в ходе военной операции захватила полуостров Крым, и ухудшились отношения между Россией и ЕС, который ввел против нее санкции. За один год чешский экспорт упал почти на треть. В 2019 году, правда, объемы снова стали расти и в 2020, несмотря на коронавирусный кризис, достиг 98,8 миллиардов крон. Большая часть экспорта (29 миллиардов крон) относится к категории станков и оборудования. Еще 21 миллиард приходится на автомбили, прежде всего производства «Шкода Ауто». В рамках партнерства концерна «Фольксваген» с российским автопроизводителем ГАЗ «Шкода» также с 2018 года производит модель «Кадьяк» в Нижнем Новгороде.

Что касается импорта из России, то уже давно основная часть приходится на поставки нефти для НПЗ «Унипетрол» в Литвинове. Следующая позиция — это газ. Поставки углеводородов в прошлом году составляли 40 миллиардов от общих 67 миллиардов крон импортного товара. Еще одна значимая позиция, на которую в прошлом году приходились пять миллиардов крон, — металлопрокат. Спад в импорте топлива в Чехию по сравнению с 2019 годом, когда он был выше почти в два раза, согласно статистике внешней торговли, явился главной причиной того, что прошлый год Чехия впервые завершила со значительным профицитом торгового баланса с Россией.

Читайте также  Yeni Şafak (Турция): пришел черед поговорить о России

КонтекстČasopis argument: серьезные вопросы о ВрбетицеČasopis argument20.04.2021Вацлав Клаус: правительство и псевдооппозиция отчаянно ищут очередную угрозу вместо covid-19 (Lidovky)Lidovky19.04.2021Respekt: высылки дипломатов недостаточноRespekt18.04.2021

На бизнес с Россией в 2014 году повлияли санкции, введенные Европейским Союзом и Соединенными Штатами после оккупации Крыма. Но в спаде виноваты не только санкции. Возможно, еще большую роль сыграло резкое падение цен на нефть и вызванный этим падение курса рубля, в связи с чем чешская продукция отчасти потеряла в конкурентоспособности из-за высоких цен на нее. Кроме того, у некоторых подконтрольных государству предприятий не было денег на инвестиции, так как доходы от нефти и газа — это главная статья дохода российского государственного бюджета. Также, как отмечают критики санкций, в России все активнее продвигается собственное производство. «Поэтому может создаться впечатление, что россияне обойдутся без чешских фирм», — предупреждает Франтишек Масопуст, исполнительный директор и член правления Палаты по странам СНГ.

Как на протяжении нескольких лет снижаются объемы чешско-российской торговли, можно показать на примере станков. В 2014 году их экспорт колебался в районе трех миллиардов крон в год, а в прошлом году составил всего миллиард. «Фирмы не хотят навсегда покидать Россию, но, с другой стороны, уже не возлагают на нее особых надежд», — прокомментировал ситуацию Олдржих Пацлик из Союза машиностроительных технологий. Некоторые компании также заинтересованы в одноразовых поставках станков, таких как, например, стотонный колосс для глубинной добычи калийной соли за 60 миллионов крон для российского «Уралкалия». Это оборудование произвела фирма «Т-Машинери» из Ратишковиц.

Со станками есть еще одна проблема. Речь идет об экспортных лицензиях, так как станки можно квалифицировать как так называемые товары двойного назначения, то есть пригодные для производства оружия. С этой проблемой уже не раз сталкивалась компания «Ковосвит», единственный из производителей станков, для которого Россия — важный рынок. Компания отправляет туда как минимум половину своей продукции. Однако ставка на Россию оказалась для предыдущего владельца компании Франтишека Комарека роковой, и в 2016 году из-за спада продаж компания была признана банкротом. С прошлого года «Ковосвит» принадлежит группе российских инвесторов, которые обеспечили фирме новый заказ на поставку 69 станков приблизительно за 400 миллионов крон.

Читайте также  The National Interest (США): как выйти из культурного тупика на Украине

Что касается экспортных лицензий, то некоторые чешские экспортеры в частной беседе жалуются, что Чехия в этой сфере более строго относится к России, чем другие государства Европейского Союза, прежде всего Германия, крупнейший экспортер в Россию среди стран ЕС. Азиатские же фирмы, китайские, южнокорейские и японские, вообще не обращают внимания на эмбарго.

Российский рынок — ключевой для производителя турбовинтовых самолетов L-410 из Куновице. В России летают более ста штук этих самолетов, и туда отправляется почти вся продукция (в этом году это 13 самолетов). «Мы продолжим производить самолеты и посмотрим, что будет дальше», — прокомментировала нынешнее положение генеральный директор компании Илона Плшкова. По ее словам, для предприятия, где работают более тысячи человек, важно, чтобы между Чехией и Россией было сообщение, чтобы можно было отправлять самолеты и проводить обслуживание.

С точки зрения экспорта вопросы вызывает военный материал, который в странах-членах НАТО всегда подлежит тщательному контролю и лицензированию и который на Восток практически не отправляется. Россия сама является одним из крупнейших мировых производителей передового оружия. Из России в Чехию поставляются комплектующие для вертолетов Ми-17, которые эксплуатирует армия и государственное предприятие «ЛОМ Прага» для обучения пилотов. По словам президента Ассоциации оборонной промышленности Йиржи Гинека, чешские компании также зарабатывают на том, что некоторые иностранные субъекты хотят использовать российские многоцелевые вертолеты, но не хотят получать комплектующие прямо из России. Поэтому в качестве посредника они привлекают Чехию.

Торговлей с Россией занимается еще одна группа чешских компаний. В 2014 году они, желая сохранить свои позиции на российском рынке, сделали ставку на локализации производства и, нередко при поддержке российского правительства, начали производить свои товары прямо в России. Пример — компания «Бриск», которая выпускает свечи зажигания. Компания открыла филиал в центре российской автомобильной промышленности в Тольятти. Среди ее заказчиков — российские автопроизводители «АвтоВаз» и «Камаз». Подобных фирм в Чехии несколько. Из числа производителей станков это, например, «Тос Варсндорф».

Совершенно отдельная статья, которая стоит особняком и не включается в статистику внешней торговли, — это тендер на строительство блоков АЭС «Дукованы», в котором одним из фаворитов является российский Росатом (19.04.2021 чешское правительство исключило Росатом из тендера — прим. ред.). Выступить в роли его субподрядчиков хотели бы несколько чешских компаний, которые, однако, ведут подобные переговоры и с другими претендентами. Пожалуй, самая крупная из них — «Сигма Груп», которая производит насосы для энергетики, и фирма «Школда ДжиС», принадлежащая российскому машиностроительному концерну. Что касается мелких компаний, то Росатом — важный заказчик для фирмы «МИЦО», которой в прошлом году удалось победить в тендере на поставки комплектующих для первой турецкой АЭС «Аккую». Ее строит Росатом. Также поставщиками Росатома является производитель кабелей и арматуры «ЗПА Пэчки».

Читайте также  Мечта Путина: Европа без Украины (Duvar, Турция)

Последняя статья чешского экспорта в Россию — это продукты питания. Именно эту сферу Россия выбрала для ответа на санкции Европейского Союза и запретила импорт продовольствия. Или она блокирует его административными средствами, ссылаясь на гигиенические предписания или, скажем, птичий грипп. От санкций пострадал производитель молочной продукции «Мадета», владелец которого Милан Теплы попытался попасть на российский рынок «в обход», например через Сербию.

Но, несмотря на санкции, чешский аграрный экспорт рос и в прошлом году достиг почти 3,8 миллиардов крон. В экспорте в Россию преобладает пиво и чешский голубой мак. Также в значительных объемах экспортируются корма для домашнего скота и инкубационные яйца для разведения птицы. Их поставляет, например, компания «Ксаверов» и «Мах Друбеж».

Источник: inosmi.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-идеи и бизнес-планы
Добавить комментарий