Путинский режим шантажировал европейцев: «Не вернете право голоса в ПАСЕ — мы вовсе выйдем из Совета Европы и лишим своих собственных граждан возможности подавать жалобы в Европейский суд по правам человека». Россияне прочно лидируют по количеству жалоб, подаваемых на родное государство в Страсбурге. Московские остряки давно окрестили ЕСПЧ «единственным нормальным российским судом».
То есть, Кремль взял своих собственных граждан в заложники и не отпускал, пока вечно пугливые западноевропейцы, прежде всего немцы и французы, не «пробили» возвращение России всех прав в Совете.
Вся эта аргументация официальной Москвы и обманутой ей части российских правозащитников про доступ к ЕСПЧ — насквозь фальшивая. Во-первых, карманные кремлевские Конституционный и Верховный суды России уже напринимали кучу актов, разрешающих правительству не выполнять решения Страсбурга. Таких фактов немного, но они есть. Во-вторых, Россия действительно платит компенсации по решениям ЕСПЧ. Но это лишь часть проблемы. Дела жалобщиков пересматриваются редко, правосудие остается подконтрольным властям.
Выплата как правило небольших компенсаций пострадавшим выглядит как подачка — «Заберите и отвяжитесь!». В-третьих, даже этот мизер власти иногда не платят — как было с истцами по «делу ЮКОСа». В обмен на освобождение заложников в лице собственных граждан и выплату копеечной по российским масштабам задолженности в бюджет Совета Европы Путин получил нечто очень ценное — фактическое признание аннексии Крыма старейшей европейской организацией по правам человека. Логика тут очень простая: Россия была лишена ряда прав в результате резолюции 2014 года, осуждавшей ее за захват украинской территории. С тех пор ничего не изменилось, но ограничения, тем не менее, сняты. Что это, если не признание свершившегося факта?
Руководство Франции, Германии и ряда других западноевропейских стран, лоббировавших это решение, не могло не понимать этой логики. По сути, они разменяли международное право на сиюминутное — и насквозь фальшивое — разрешение кризиса, искусственно созданного Россией. Более того, Совет Европы публично наплевал на суверенитет одной из стран-членов — Украины. Да, Совет — не ООН и не ОБСЕ, и формально не занимается вопросами безопасности, границ и т.д. Но если так, то зачем вообще было принимать резолюцию 2014 года?
КонтекстКаспаров: умиротворение Путина — это позор (The Times)The Times28.06.2019Civil: Грузия осудила решение ПАСЕ по РоссииИноСМИ28.06.2019Порошенко: возвращение РФ в ПАСЕ — первый шаг для признания Крыма российскимИноСМИ28.06.2019Россия в ПАСЕ: кто виноват и зачем это Путину (Главред)Главред26.06.2019В Берлине и Париже, похоже, не понимают, что Путину совершенно безразличны права его сограждан. Зато ему далеко не безразлично все, что связано с Украиной. Фактическое признание Советом Европы интересов Украины второстепенными по сравнению с интересами Москвы — большой подарок Путину. Он продолжит бороться за новые символические победы — например, за возможность отправить в составе российской делегации в ПАСЕ «депутатов» от Крыма, вроде экс-прокурора Натальи Поклонской.
Они, победы, нужны Кремлю для того, чтобы убеждать общественное мнение в самой России — «Мы сильные и всегда добиваемся своего, пусть и не сразу!». Но еще важнее другое: Путин никогда не прощает чужие слабости. Он использует их. Продемонстрированная в последние недели слабость ведущих стран Европы перед Кремлем тоже будет рано или поздно использована — не только для продолжения дестабилизации Украины, но и во внутрироссийских играх. Именно в ближайшие год-два Путину предстоит решить, каким образом продлевать свое пребывание во власти после окончания четвертого президентского срока в 2024 году. Увеличившаяся социальная напряженность и, что еще важнее, растущая усталость от режима, правящего страной двадцать лет, заставляют российского лидера действовать.
Изменение конституции и отмена ограничений числа президентских сроков — не в стиле Путина. Во-первых, он старается придерживаться буквы (но не духа) закона. Во-вторых, российские граждане, которым нынешний президент и без того приелся, едва ли будут готовы согласиться с превращением своей страны в азиатскую деспотию. Поэтому вариант создания нового государства путем «присоединения» либо Белаоруссии, либо Абхазии и Южной Осетии, либо и так марионеточных «народных республик» Донбасса — ЛНР и ДНР. То, как лоббировали возвращение России в ПАСЕ немцы и французы, не останется незамеченным.
Путин готов заплатить цену в виде новых санкций, как европейских, так и американских, за сохранение своей власти. Более того, накопленные финансовые резервы режима, по данным аналитиков западных инвестбанков, могут достигать трех, а то и более процентов ВВП России. История с Советом Европы дает Кремлю надежду, что даже в условиях обострения отношений с Западом он всегда может рассчитывать на ведущие страны ЕС как на своих международных адвокатов. Те, кто проголосовал за возвращение России в ПАСЕ, высказались за безнаказанность Кремля. Он не преминет это использовать в ближайшие годы.
Источник: