НОВАТЭК расширяет поставки СПГ в Азии

НОВАТЭК продолжает попытки расширить присутствие на газовом рынке Китая и поставлять газ не только крупным портфельным игрокам, но и конечным потребителям. Компания подписала с японской Saibu Gas соглашение о намерениях по перевалке СПГ на приемном терминале Hibiki. Доступ к этому терминалу, где СПГ будет перегружаться на менее крупные танкеры, позволил НОВАТЭКу заключить контракт с китайской Zhejiang Hangjiaxin Clean Energy Co на поставку 140 тыс. тонн СПГ с 2024 года. Заключение прямых контрактов с относительно небольшими конечными потребителями становится важным направлением бизнеса крупных поставщиков СПГ, сообщает Коммерсантъ.

НОВАТЭК подписал соглашение о намерениях с японской Saibu Gas о возможности бронирования мощностей приемного терминала Hibiki под перевалку и дальнейшую поставку СПГ для китайской Zhejiang Hangjiaxin Clean Energy Co., сообщила 30 ноября японская компания. СПГ-терминал Hibiki на острове Кюсю работает с 2014 года, его мощность 2,4 млн тонн в год, на 90% принадлежит Saibu Gas, еще 10% у Kyushu Electric.

На терминале Hibiki сжиженный газ НОВАТЭКа будет перегружаться с крупных танкеров в газовозы среднего размера, а затем отправляться на СПГ-терминал Pinghu мощностью 1 млн тонн в год в Китае (провинция Чжэцзян).

Терминал расположен в заливе Ханчжоувань в 50 км от Шанхая и принимает СПГ-танкеры валовой вместимостью до 30 тыс. тонн, то есть он не способен принимать танкеры стандартного размера (они примерно вчетверо больше).

Контракт на поставку начнет действовать с 2024 года, его объем — около 140 тыс. тонн в год. Вероятно, речь идет о поставках СПГ из портфеля НОВАТЭКа в проекте «Арктик СПГ-2», поскольку именно в 2023–2025 годах запускается этот проект. В НОВАТЭКе на запрос “Ъ” не ответили.

Читайте также  Косогорский МЗ увеличил выплавку и продажи ферромарганца

В 2020 году НОВАТЭК и Saibu Gas обсуждали создание совместного предприятия для продажи сжиженного природного газа в страны Азии.

Партнерство с Saibu Gas позволит НОВАТЭКу получить доступ к тем азиатским клиентам, которые не имеют возможности бронировать мощности крупных СПГ-терминалов или их бизнес недостаточно велик для этого.

Так, в Китае подавляющая часть мощностей СПГ-терминалов принадлежит крупным госкомпаниям.

Кроме того, в том же году НОВАТЭК совместно с Sinopec и Газпромбанком создал совместную компанию для работы на внутреннем рынке Китая. «На каждом рынке свой «Межрегионгаз» — вот мы хотим создать такую компанию. Мы хотим продавать газ конечному потребителю»,— объяснял в июне 2019 года глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон.

Традиционно СПГ в Китае закупался крупными госкомпаниями, прежде всего CNPC и Sinopec. При этом у более мелких потребителей в Китае — электростанций и промышленных предприятий — не было ни законодательной, ни технической (с точки зрения доступа к инфраструктуре) возможности закупать газ за рубежом самостоятельно. Постепенная либерализация газового рынка в Китае открыла поставщикам СПГ возможность заключения контрактов с потребителями второго уровня, чья доля в общем потреблении на внутреннем рынке страны увеличивается. Борьбу за этот сегмент также активно ведут поставщики из Катара и США. НОВАТЭК уже сообщал о 15-летних контрактах с китайской Shenergy Group совокупным объемом в 3 млн тонн и Zhejiang Provincial Energy Group на 1 млн тонн в год.

Общая мощность приемных терминалов в КНР составляет 90,4 млн тонн, большая их часть — крупнотоннажные объекты.

Среднетоннажные мощности, то есть способные принимать до 1 млн тонн СПГ в год, представлены лишь пятью терминалами суммарной производительностью в 4,4 млн тонн в год, отмечает Иван Тимонин из Vygon Consulting.

Читайте также  Завершен отбор проектов для программы инфраструктурных кредитов

«Однако подобная инфраструктура, вероятно, продолжит создаваться для обеспечения нужд местных потребителей»,— полагает аналитик. Он напоминает, что помимо НОВАТЭКа контракты на поставку СПГ в объеме до 1 млн тонн в год в Китай также есть у американских заводов Corpus Christi и Calcasieu Pass и у катарского Qatargas, поставки по ним начнутся в 2022–2023 годах. Также, даже на меньшие объемы — от 0,3 до 0,7 млн тонн в год, портфельные контракты на поставки в Китай уже заключили BP, Shell, Petronas, Total и несколько подразделений Mitsubishi.

Источник: metalinfo.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-идеи и бизнес-планы
Добавить комментарий