Бедность вынудила россиян брать дорогие кредиты на авто

Источник: forbes.ru

Автокредитование в России растет, но гражданам становится все дороже брать авто в кредит. Об этом свидетельствую данные бюро кредитных историй «Эквифакс», поступившие в редакцию Forbes.

В третьем квартале 2018 года россияне оформили свыше 181 000 автокредитов на сумму в 134 млрд рублей. По сумме привлеченных средств это на 11% больше, чем в аналогичный период прошлого года, и на 70% выше показателя на осень 2016 года. Всего же с января по сентябрь 2018 года было выдано автокредитов на сумму в 357,5 млрд рублей.

Как отмечают в компании, число выдаваемых автокредитов в России в третьем квартале снизилось, а вот длительность кредитных выплат увеличилась. Так, средний срок на оплату кредита составил в третьем квартале 49 месяцев, что на 9 месяцев дольше, чем в октябре 2017 года. Число выданных кредитов в третьем квартале уменьшилось по сравнению с предыдущим кварталом на 5,3%, а по сравнению с тем же кварталом годом ранее — на 3,7%. Таким образом, россияне стали больше платить банкам за саму возможность получить автомобиль «здесь и сейчас».

Источник: Эквифакс

Объем кредитования увеличивается в первую очередь за счет роста средней суммы автокредита, говорят эксперты. В третьем квартале этого года она составила 733 000 рублей, что на 15% больше, чем годом ранее. «Основным драйвером роста можно уверенно считать более крупные суммы, которые запрашивают заемщики на приобретение автомобиля. В первую очередь, это можно связать с реализацией отложенного спроса у населения, а также с вероятностью повышения цен на ряд дорогих и мощных автомобилей, которое общество ожидает в 2019 году», — считает генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.

Читайте также  ЦБ неожиданно для рынка повысил ключевую ставку

Снижение количества клиентов, обращающихся за автокредитами, обусловлено двумя факторами, отмечает руководитель департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева.

Во-первых, как и в период после 2014 года, в стране начинает формироваться отложенный спрос, когда более крупные покупки откладываются домохозяйствами «в долгий ящик»», объясняет эксперт. Реальные доходы россиян с августа начали медленно снижаться, что и могло найти отражение в статистике. По данным Росстата, в августе реальные доходы граждан упали на 0,9% в годовом выражении, в сентябре — на 1,5%.

Во-вторых, из-за высокой стоимости займов клиентам может быть удобнее оформить потребительский кредит в банке, а не автокредит, и приобрести автомобиль на эти деньги. «Это также может быть причиной снижения числа договоров, так как в случае с потребительским кредитом транспортное средство не остается в залоге у банка, а у заемщика нет обязанности оформлять полис КАСКО», — поясняет Артемьева.

Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский придерживается аналогичной точки зрения. «Рост объемов автокредитования происходит, увы, не благодаря росту потребительского спроса, а из-за увеличившейся доли автовладельцев, которые готовы покупать машину по менее выгодным кредитным условиям», — говорит он.

По его словам, отечественный автопром, который пока все еще по карману среднестатистическому россиянину, уже не удовлетворяет базовых потребностей автовладельцев. «Отсюда на лицо своего рода «кассовый разрыв» между потребностями и возможностями, который в единственно возможном варианте восполняется автокредитами», — поясняет он.

По мнению Рожанковского, особенно опасным трендом является увеличение сроков выплаты кредитов. «Амортизация обычного автомобиля до 10% его остаточной стоимости обычно занимает 15-17 лет. Таким образом, автокредит, взятый на 20 лет, попадает в группу риска не только невозвратности, но и невзыскиваемости. Поэтому удлинение срока автокредитов должно особенно тревожить», — предостерегает эксперт.

Читайте также  Всемирный банк указал на слабость банковской системы России
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-идеи и бизнес-планы
Добавить комментарий